Проведение Дня Белого Лотоса 2015
8 мая 2015
Теософы днепропетровского Отделения Е.П. Блаватской ТО Украины 8 мая провели каноническую часть Дня Белого Лотоса, которая традиционно проходит каждый год в Музейном Центре «Е.П.Блаватской и ее семьи».
Мы вместе с гостями произнесли универсальную молитву теософов всего мира, потом зачитали основные молитвы различных мировых религий.
Далее, прочитав из Бхагават Гиты 20-й стих из 10 главы, все присутствующие погрузились в длительную медитацию.
10.20. Всех существ Я — Душа (Атман), о Гудакеша,
в самом Сердце Я их пребываю;
Я — начало их, Я — середина,
и конец всех существ Я также.
«Душа всех существ — это Атман-Брахман, который пребывает Внутри (в Сердце) каждого живого существа, и именно на этот Атман необходимо медитировать тому, кто желает познать-реализовать свою Истинную природу Будды, Атма-сварупу» (Из беседы о Бхагават-Гите с Шри Рамана Махаршей)
На каноническую часть были приглашены и члены УЦ «Протей». Н. Литвиненко зачитала молитву из Зороастризма, также члены УЦ приняли участие в коллективной медитации. Нельзя не отметить тот факт, что на канонической части царил дух Единства и это единство и целостность Теософского Движения ощущалось всеми присутствующими.
Еще большее количество членов УЦ пришло на основную программу Дня Белого Лотоса, подготовленную музейным центром Е.П. Блаватской и ее семьи с участием теософов города и других общественных организаций.
В 10 часов утра все желающие жители города Днепропетровска и гости пришли на основную программу Дня Белого Лотоса. Множество белых цветов возле портрета Е.П.Блаватской, как и каждый год, радовали присутствующих.
Встречу открыла директор Музейного центра Юлия Викторовна Ревенко.
Далее о традиции проведения Дня Белого Лотоса рассказала Юлия Александровна Шабанова, а Татьяна Владимировна Головченко прочитала шлоки из Бхагават Гиты и ознакомила присутствующих со статьей Махатмы Ганди «О Бхагават Гите».
По окончании академической, лекционной части, участники встречи смогли ознакомиться с работами современных авторов фотографии и живописи. Вниманию присутствующих были представлены фотоработы и картины тех мест, которые в свое время посещала Елена Петровна.
Достаточно интересной оказалась и беседа с художником Андреем Праховым, автором серии картин, объединенных общим названием «Шри-Ланка наизнанку», во время которой он в непринужденной форме рассказал присутствующим о своих личных впечатлениях от посещения тех краев, которые связанны со становлением Елены Петровны. С фрагментом этой беседы можно ознакомиться по этой ссылке.
Большинство участников мероприятия, проводимого в музейном комплексе Е.П. Блаватской, подписали обращение к городским властям о переименовании ул. Ленинградской, на которой ныне находится музей, в улицу им. Е.П. Блаватской. С текстом обращения вы можете ознакомиться по этой ссылке.
По окончании программы в музее свое мероприятие провели члены УЦ «Протей». Мероприятие было организовано в своем помещении, где была проведена каноническая часть с участием членов городской организации «Культурно-духовное общество имени Е.П.Блаватской».
Был зачитан текст Завещания нашей великой соотечественницей, участники заслушали выдержки из «Бхагавадгиты» и «Света Азии».
В. Мишина подготовила выдержки из того издания «Света Азии», где текст изложен в стихах, максимально приближенных к тексту оргигинала, а также фрагменты из работы «Голос Безмолвия».
Людмила Михайловна Шестопалова, руководитель общественной организации «Культурно-духовное общество имени Е.П.Блаватской», изложила принятую в учении «Агни-Йоги» трактовку картины Н. Рериха «Вестник Света», хранящейся в художественном музее Адьяра.
Людмила Даровская зачитала стих, посвященный памяти Елены Петровны Блаватской
Участники также просмотрели фильм «Жизненный путь Е.П. Блаватской в фотографиях и иллюстрациях», который был переведен и озвучен членами УЦ специально ко Дню Белого Лотоса.
С 13.00 до 16.00 на базе кафедры философии и педагогики Государственного ВУЗ «Национальный горный университет» прошла традиционная научно-практическая конференция «Е.П. Блаватская и современность». В этом году конференция проходила под названием «Духовные аспекты современного миропонимания». В конференции традиционно приняли участие как учёные, представители гуманитарных и технических наук (среди докладчиков 3 доктора и 1 кандидат наук), так и теософы, представляющие Днепропетровское и Киевское отделения Теософского общества в Украине. Организаторы конференции стремятся найти пути взаимодействия теософии и науки, синтез теософского и научного понимания картины мира и предназначения человека.
Доклад доктора философских наук, профессора кафедры философии и педагогики «Национального горного университета» Громова В.Е. «К вопросу о социо-культурном и гносеологическом статусе идеологии в самосознании современного общества» был посвящён мировоззренческой проблематике места и значения идеологии в развитии общества и человека. Рассматривая демократию и плюрализм как формы «деидеологизации» общества, докладчик обосновывает необходимость идеологии высшего порядка, определяющей ценностью которой является духовное начало и трансцендентный уровень идентичности в развитии личности. Теософия в этом ряду идеологических ориентиров представляется как одно из наиболее целостных духовных учений.
Президент днепропетровского отделения Теософского общества в Украине Головченко Т.В. в своём докладе на тему: «Современная наука и её связь с вечной истиной» анализирует недостатки науки, которая ограничила инструмент учёного «пятью органами чувств». По мнению докладчика, современная наука должна опираться на проницательность и ответственность учёного, сознание которого ориентировано на инструменты познания тонкого плана, а в науке определяющим должны стать духовно-ценностные ориентиры.
В докладе доктора философских наук, заведующего кафедрой политологии, социологии и гуманитарных наук Днепропетровского университета им. А.Нобеля профессора Осипов А.А. «Антропософия Р. Штайнера как современная форма практической теософии» были раскрыты родственные связи теософии Е.П. Блаватской и антропософии Р. Штайнера.
Опираясь на антропософскую концепцию «духовнонаучного» знания Р. Штайнера, докладчик обращается к идее синтеза эзотерического и экзотерического знания. В результате данного синтеза, как отмечает докладчик, реализуется тезис о единстве сущностных сил человека, гармонизацию которых можно осуществить лишь в практике социально-культурного взаимодействия и в органической связи как с Природой, так и с Универсумом. Тем самым эзотерическое содержание теософии Е.П. Блаватской обретает новую жизнь, инкорпорируясь в индивидуальную социо-культурную жизнь антропософского праксиса Р. Штайнера.
В докладе «Идейные основы учения Е.П. Блаватской. Пробуждение Вселенной» член киевскогоотделения Теософского общества в Украине Мерлиц Е.П., прикоснулась к вопросам происхождения и разворачивания Космоса на основе «Тайной доктрины» Е.П. Блаватской, считая что «правильное» применение эзотерических основ строения Вселенной в научной теории и практике будет способствовать открытиям в области познания Первопричин происхождения Вселенной.
Соискатель кафедры философии и педагогики «Национального горного университета» Тимофеев А.В. в докладе на тему: «Единство в сострадании: Е.П. Блаватская, Б. Клервосский, Далай-лама XIV» обращается к концептам сострадания как основным моральным вопросам духовности, объединяющим учения представителей разных культурных эпох. В докладе обосновывается, что теософский принцип единства обретает универсальное значение для эволюционного пути человека.
Доктор философских наук, заведующая кафедрой философии и педагогики «Национального горного университета», вице-президент Днепропетровского отделения Теософского общества в Украине, профессор Шабанова Ю.А. в докладе на тему: «Идеи Е.П. Блаватской в творчестве А.Н. Скрябина» представила исследование последнего периода творчества композитора, сформированного под непосредственны влиянием теософского движения в Европе и изучения «Тайной доктрины» Е.П.Блаватской.
В докладе представлены сведения об основных идеях космогенезиса, ставшие основой творческой концепции симфонической поэмы «Прометей. Поэма огня», «Предварительного действа», замыслов «Мистерии», выявленные докладчиком на основе изучения личного экземпляра композитора французского издания «Тайной доктрины» с характерными выделениями и рефлексиями Скрябина. В исследовании привлекаются малоизвестные сведения о взаимодействии Скрябина с бельгийскими теософами и его творческом сотрудничестве с секретарём и одним из основателей Бельгийского отделения Теософского общества, учеником Кришнамурти, художником Жаном Дельвилем. Докладчик обосновала прямую связь теософской концепции космогенезиса с формирование новаторских музыкальных приёмов авторского стиля композитора, стремившегося через музыку осуществить духовные трансформации в развитии человечества.
В завершении конференции прозвучал концерт фортепианных произведений А.Н. Скрябина, в исполнении лауреата международных конкурсов, преподавателя Днепропетровской консерватории имени Глинки, солиста Днепропетровской филармонии Глеба Адлуцкого, мастерство исполнения и яркий талант которого отчетливо просматриваются во множестве видеофрагментов, размещенных его почитателями на портале Ютуб:
По результатами конференции был издан сборник, в который вошли как исследования представленных докладчиков, так и авторов, принявших заочное участие в конференции. Среди опубликованных материалов исследования преподавателя Университета Альберты, г. Эдмонтон (Канада) Бойко С. З. на тему: «Теория циклов» Е.П. Блаватская и современная наука»; исследователя из г. Артемовск Тюрикова А.Д. «Е.П. Блаватская и Н.С. Лесков: Творческие пересечения»; кандидата философских наук, доцента кафедры философии и педагогики «Национального горного университета» Тарасовой Н.Ю. «Ще раз про дієвість міфологій».
Творческий поиск в области теософии и науки продолжается, устремляясь к следующей конференции 2016 года.
Крушельницкая Н.Д., Головченко Т.В., Кеденко Л.Н., Шабанова Ю.А.