Радха Бернье
Последняя работа, ушедшей прошлой осенью в иной мир, Президента ТО Радхи Бернье.
Учение йоги утверждает, что ум должен полностью умолкнуть, чтобы найти новый смысл. Для самого ума отказаться от своих любимых занятий, а также остановить озабоченность «я» и «моё», означает выйти из состояния сна, в котором все мы пребываем. Это как раз то изменение, которое должно произойти в современном мире, где человек должен признать вселенскую силу, которая действует во благо многих и многих, а ни во благо отдельной личности или нескольких из них. Ум человека придаёт преувеличенное значение его личной воле, которую он стремится навязывать всем, с кем входит в контакт. Но такое своеволие должно уступить большей жизни, прежде чем может быть понят её смысл.
ВЫЗОВ ЖИЗНИ
Факт, с которым каждому из нас приходится столкнуться, заключается в том, что на каждой эволюционной ступени жизнь делает нам вызов. На ступенях дочеловеческих, ступенях птиц, животных, насекомых и рыб, вызов состоит просто в выживании. Это вызов как индивидуальный, так и коллективный. Для индивидуума этот вызов состоит в том, чтобы прожить как можно дольше. Коллективно – это продолжить род, к которому принадлежит индивид и успешно конкурировать с другими формами жизни. Через эволюционный процесс силами природы осуществляется грандиозный план. План, в котором имеет значение вызов, сделанный каждому индивиду. Рост – эволюция – существует на каждом уровне жизни. Этот план – эта драма жизни – исполняется на протяжении бесчисленных веков. На протяжении того, что в Индии называется «сарга» и «пралайа». Это огромные циклы существования, которые подобны ночи и дню Брахмы. В соответствии с тем, как индивид встречает свой вызов жизни, проживает свой конкретный эволюционный этап, и как определённый вид жизни, отрабатывает свою судьбу на Земле, сознание прорывается сквозь материю. Сознание расцветает через опыт и проявляет себя многими различными путями. Оно проявляет себя всё в большей степени в развивающихся формах жизни. Оно демонстрирует всё новые и необычные способности. Происходит рост чувствительности через развитие мозга и нервной системы.
Весь процесс таков, что сознание проявляет себя через материю и приобретает господство над ней. На дочеловеческих ступенях эволюции смысл можно найти в самом процессе. Может идти борьба за поиск питания и выживания, но там нет отчаянной борьбы за достижения. Там может быть боль, но нет печали или отчаяния, нет внутренней беды из-за неудач в поисках смысла жизни. Жизнь сама по себе уже есть достижение. У неё есть свой смысл, радость, и на каждом этапе быть – уже достаточно. Ни одному животному, птице или рыбе не приходится искать развлечений или создавать себе развлечения, как это делает человек. Встретившись с проблемой выживания, каждое существо дочеловеческой эволюции не только является удовлетворённым, но и наполнено жизнью и радостью. Оно расслаблено и находится в мире с самим собой.
В условиях вызовов, касающихся физического выживания, развиваются разнообразные физические способности. Так гепард проявляет чудеса скорости, слон – силу, обезьяна – ловкость. В коллективное сознание животных встроены свехфизические качества, такие как разумность и изобретательность. Отдельное животное может оказаться не очень разумным, но в самом биологическом виде есть разум, который обучает вид тому, что необходимо для его существования. По этой причине птица-портной знает, как сшивать своё гнездо, а перелётные птицы находят путь через огромные области неба без всякой карты.
На этапе человеческой эволюции вызовы жизни встречают совсем по-иному – через развитие способностей ума, путём развития сознания индивидуального, а не просто коллективного. Используются такие способности, которые включают в себя все процессы рациональной мысли. Это такие способности, как делать выводы, соотносить факты, делать умозаключения на основании определённых фактов. Используя такие способности, человек завладел окружающей природой и сделал возможным для себя подчинять все другие виды живой природы. Теперь любая форма жизни предоставлена на милость человека. Окружающая природа также, в некоторой мере, формируется человеком. Природа изменяется человеком таким образом, чтобы подходить ему и обеспечивать для него комфорт.
При столкновении с силой человеческого ума сила животного мира оказывается недостаточной, что предоставляет человеку такое положение, при котором он способен уничтожить любое другое живое существо на Земле. Многочисленные виды животных исчезли по причине того, что человек уничтожил их самих, либо среду их обитания. Человек меняет течение рек, уничтожает одни горы и создаёт другие, изменяет природу так, чтобы она подходила именно для него. Сегодня, победив всех своих врагов и покорив природу, человек столкнулся с новым вызовом.
Жажда разнообразия
Ум человека придал выживанию более широкий смысл, чем это свойственно животным. Это означает значительно больше, чем простые основные потребности – еда и жильё. Человек не удовлетворен просто тем, чтобы кормить своё тело – он утерял тот инстинкт, который позволяет животному знать то, что оно должно есть и сколько. Сегодня, еда стала огромной проблемой и создала огромную индустрию. Теперь человека не удовлетворяют те несколько видов пищи, которые для него хороши. Вместо этого он желает бесконечного разнообразия. Он строит рестораны и отели, чтобы готовить и подавать там всё разнообразие изобретённых им блюд. Ему нужно всё разнообразие приспособлений, все виды посуды разных размеров. Индустрия для производства всего этого создала огромные рекламные структуры для продвижения товаров на рынок. Это порождает сильную конкуренцию, включая все виды зол, которые ей сопутствуют.
По аналогии с едой, происходит развитие индустрии жилища для человека. Когда требуется жильё для отдельного человека или определённой группы людей, человек не удовлетворён лишь тем, чтобы тело находилось просто под какой-то крышей. Он считает, что занять нужно определённое огромное пространство. Например, дворец, в котором сотни комнат. Вместе с этим собираются вещи, для наполнения этого дворца. Человек разрабатывает разнообразнейшие модели мебели и тратит большие суммы на оформление интерьера.
Для физического тела также необходима и одежда, но человек создал огромную сферу деятельности для обеспечения себя тканями и другими материалами. Он придумывает такие вещи как мода, фасон, украшения. Огромные организации – предприятия, рынки, банки, средства коммуникации, – зародились из простых потребностей тела, но разрастаются подобно раковым опухолям.
Человек живёт в своих собственных проблемах, изолированно. Он потерян и разочарован, живёт в окружении предметов и организаций, которые сам же создал.
Человека больше не заботит простое продолжение рода; секс и еда превращены в простое получение удовольствий. Удовольствие превратилось в идею – мысль в уме. В силу этой идеи человек создал разнообразные формы удовольствий, и опять же, огромную индустрию для обеспечения ими – среди прочего, кинотеатры, ночные клубы, журналы.
В процессе поиска удовольствий, и придумывая себе развлечения, человек тем ни менее не ощущает радости. Это происходит по той причине, что истинная радость живёт во внутреннем покое человека. Так что, когда ум обеспокоен поиском удовольствий, когда он напряжён этим поиском, он теряет ту радость, которую можно обрести в простой жизни. Основной причиной роста конфликтов в сегодняшнем мире является рост человеческих потребностей. Это потому, что эти потребности, которыми когда-то были только потребности в еде, жилище и сексе, стали идеями ума, а потому – источником конфликта. На уровне наций это привело к огромным мировым войнам, миграции народов, жестокости и бедам, которые мы наблюдали в течение десятилетий и столетий. Если говорить о личной жизни, то кому не знакома боль, которую вызывают ссоры между братом и сестрой, между друзьями, которые расстаются, между мужем и женой, которые ощущают разделённость. По этой причине Будда учил тому, что человек сам должен прийти к пониманию того, что само рождение есть начало страданий для человека, что жизнь есть страдание, что смерть тоже есть страдание. Всё становится источником страдания. В нынешних условиях, созданных умом человека, нам кажется, что решение отсутствует и нет конца страданиям.
Желания ведут к конфликту
Вот ситуация, которую человечество создало само для себя. Оно устранило почти все прежние источники опасности, но в тоже время создало новые и ужасные, которые само человечество уже не в силах контролировать, потому что оно ещё побуждается животными инстинктами выживания. Теперь желание человека выжить само стало источником опасности. И поскольку, что бы ум человека ни делал, он делает это как источник опасности, мы можем прийти к выводу, что он достиг конца пути и уже не способен двигаться дальше. Перед тем вызовом, который делает уму современный мир, ум оказался столь же бессилен и бесполезен, как когда-то была грубая сила, когда развился ум.
Нынешняя ситуация отражает новый этап, на котором интеллект кажется уже бессильным перед огромными вызовами жизни. В такой ситуации находятся немногие люди, которые задаются вопросом: «А какие ещё силы жизнь содержит в себе? Существует только сила ума, или процесс жизни открывает и другие силы, которыми до сих пор просто пренебрегали?» Поскольку ум человека был настолько очарован собой, что поверил в свою собственную непобедимость, то он редко задавался этим вопросом всерьёз. Конечно, были индивидуальные исключения, которые исследовали жизнь более глубоко, чтобы выяснить, является ли рассудочный ум всем тем, что могли показать эоны эволюции как свою кульминацию. А если уму предстоит открыть, что же жизнь должна раскрыть человечеству дальше, то ему нужно исследовать вопрос о том, является ли вообще вызов, который стоит перед ним, вопросом выживания.
Человек унаследовал свой инстинкт выживания из прошлого, и ему пока не удалось освободиться воображаемой обязательности его требований. Но жизнь побуждает его искать новые возможности сознания. Эти возможности пока ещё являются скрытыми, но со временем они приобретут ведущую роль – так же, как и сам ум когда-то пришёл к победе над грубой физической силой.
Арджуна, герой Бхагавад-гиты, столкнулся с дилеммой, которая его угнетала. Он стоял перед выбором: бороться или уйти. Эта ситуация казалась ужасной потому, что он чувствовал – какое бы решение он ни принял, он поступит неправильно, С одной стороны были его учителя и предки, те, кого он любил и с кем теперь он был должен сражаться. С другой стороны была верность своему брату и необходимость поступить по правде. Попав из-за необходимости выбора в затруднительное положение, он впал в отчаяние.
Истина печали
Пожалуй, это та ситуация, в которой мы все сегодня находимся. Мы столкнулись с кризисом, который вынуждает нас задаться вопросом – в чем истинная цель жизни? Является ли целью жизни просто выживание, или же эта цель совершенно иная? Все мы подобны ленивым студентам, которые не хотят исследовать жизнь слишком тщательно. Мы начинаем исследовать её важнейшие вопросы только тогда, когда сталкиваемся с каким-то кризисом. И даже в кризисных ситуациях их шоковое воздействие довольно быстро улетучивается, и мы слишком часто скатываемся на бездумное блуждание по пути наименьшего сопротивления.
Господь Будда сказал, что первая истина, которую человеку необходимо принять, это истина о страдании. Если человек начнёт действительно серьёзно исследовать жизнь, а также обучаться тому, как вести себя наилучшим образом, то может произойти так, что ему и не прийдётся столкнуться с печалью и кризисами. Но учитывая, что личность зачастую игнорирует уроки и законы природы, то человечество в целом пришло в точку кризиса, перед которым ум оказывается беспомощным. Чтобы открыть смысл жизни, нам нужно больше проницательности. Человек должен приобрести совершенно иную восприимчивость, которой у него в настоящее время нет. Эту восприимчивость он не может приобрести до тех пор, пока его ум, сознательно или подсознательно, озабочен простым выживанием. Определённо, человечеством достигнута та точка, от которой должен быть совершён поворот на 180 градусов (кругом)! Наступило то время, когда человек должен твёрдо стать на нивритти маргу и отказаться от примитивного желания выжить. Как говорила Е.П. Блаватская, необходимо «научиться новой азбуке у ног матери-природы». Чтобы обучиться этому, человек должен отложить те прежние знания, которые были в начале человеческого пути.
Иллюзия и реальность
Книги Веданты учат о разных уровнях реальности, воспринимаемых сознанием. Только тогда, когда человек прошёл через одно измерение реальности, для него становиться возможным, осознать большее. Однако, пока ум человека озабочен исключительно выживанием, включая весь расширенный его смысл, приданный ему человеком, он живёт в иллюзии. В известном учении Веданты свёрнутый канат является именно канатом для тех, кто хорошо видит, и представляется змеёй для остальных, которые видят плохо. Реакции людей различны в зависимости от характера их восприятия. Те, кто имеет темперамент робкий, пугаются и убегают. Те, кто отличается агрессивностью, стремятся скорее уничтожить то, что видят, чем убежать от него, и смело идут вперёд, чтобы убить змею. Оба показанных нами эмоциональных опыта – второй, связанный с насилием, или первый, обусловленный страхом, – происходят от ошибки восприятия. Для тех же, кто видит ясно, и знает, что предмет этот не является змеёй, а есть просто верёвка, обе эти реакции просто невозможны. Таким образом, те действия, которыми мы ранее злоупотребляли, становятся бессмысленными, когда у нас есть новое восприятие.
Когда человек наконец-то понимает, что ему больше не нужно быть обеспокоенным ложной концепцией выживания, он открывает новые пути для действий и новый смысл жизни. Такой «поворот кругом» должен быть радикальным. Есть такие люди, которые ищут новые ценности, но в тоже время цепляются за старые образы действия. В надежде открыть секрет жизни они ищут гуру либо пробуют различные техники медитации. Но до тех пор, пока формы действий, которые они используют, исходят от ума, придающего только выживанию главенствующее значение, истина жизни для них никогда не будет открыта.
Когда человек спит, он переживает только события своего сна. Когда же он пробуждается к другой реальности и может воспринимать факты жизни наяву, его сон заканчивается. Но до тех пор, пока сон не закончился, он не может ощутить состояние бодрствования. Невозможно переживать события и сна и бодрствования в одно и то же время. Точно так же нельзя одновременно быть озабоченным иллюзиями, связанными с выживанием, и приобрести новое понимание, которое может предложить жизнь.
Учение йоги утверждает, что ум должен полностью умолкнуть, чтобы найти новый смысл. Для самого ума отказаться от своих любимых занятий, а также остановить озабоченность «я» и «моё», означает выйти из состояния сна, в котором все мы пребываем. Это как раз то изменение, которое должно произойти в современном мире, где человек должен признать вселенскую силу, которая действует во благо многих и многих, а не во благо отдельной личности или нескольких из них. Ум человека придаёт преувеличенное значение его личной воле, которую он стремится навязывать всем, с кем входит в контакт. Но такое своеволие должно уступить большей жизни, прежде чем может быть понят её смысл.
Таким является вызов, предлагаемый нам жизнью. Этот вызов в том, что человек должен сознательно научиться понимать и принимать её послания – подобно тому, как дочеловеческие формы жизни учатся принимать эти послания бессознательно. Нам было сказано, что в том огромном Плане, который выполняет Природа, происходит движение от бессознательного совершенства к сознательному несовершенству. Далее, от сознательного несовершенства нужно двигаться к сознательному совершенству. Сознательное совершенство может быть достигнуто только тогда, когда мы научимся работать в гармонии с Планом самой Жизни. Сама Жизнь требует, чтобы ум человека отрёкся от своих собственных желаний, импульсов, инстинктов, рефлексов, чтобы могла раскрыться та сила, которая более значительнее и важнее – не по воле человека, а в следовании божественным законам и воле Природы.
Радха Бернье. «Теософист», ноябрь 2013 года, № 11.
Перевод К.Зайцева
Вернуться на главную страницу