Духовное сознание

На пути к космическому сознанию по трудам Е.П.Блаватской и теософской традиции.

Опираясь на ту часть знаний из системы космогонии, которые были даны миру через Е.П.Блаватскую и переписку с Махатмами других теософов, мы знаем, что существуют планы «божественного Сознания, в которых проявляется Логос или божественная троица Логосов, и откуда он светит, как Создатель, Хранитель и Разрушитель, разворачивая Вселенную, поддерживая ее во время существования и вбирая ее в Себя по ее завершении» (2,стр17).

На стадии проявленной Вселенной можно говорить о космическом сознании, так как слова Вселенная и Космос в этом случае являются синонимами.  Таким образом, слово «космический» далее нами будет использоваться по отношению к проявленной Вселенной во всех ее формах.

Все, что происходит во Вселенной, с начала Манвантары, осуществляется согласно определенным космическим законам. Эти Законы – выражение Сознания. Все существующее от электрона до звезды, пронизано Сознанием. Изначальная Реальность находится вне нашего восприятия, но мудрецы и святые всегда называли ее противоречивыми терминами. Многие называли «Богом»,  другие – Законом, Небесами, Великим Архитектором, Эволюцией, Авалокитешварой, Глаголом. Каждый человек, в соответствии с его характером и опытом, может определиться в отношении к этому Сознанию, которое направляет все в проявленной Вселенной. Согласно теософской традиции и космогонии существует «лишь единый Закон во Вселенной — закон гармонии, совершенного равновесия» (1,п.58,стр.245), который действует, как единая энергия черезЛогос.

Во время Манвантар Логос имеет присущее ему сознание и свою индивидуальность, что, в свою очередь, вначале проявляется как Свет, или универсальное сознание и затем как индивидуальное сознание.

Учитывая то, что в «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской в основном вошли шлоки из книги Дзиан, относящиеся к Солнечной системе, и всего несколько шлок, относящиеся к космогонии Вселенной, далее мы будем говорить, в основном, о Солнечной системе, подчиняющейся Космическому Закону семиричности.

Соответственно, что космическое сознание находится на семи планах бытия: Ади,  Анупадака, Атмический,  Будхический, Манасический,  Астральный,  Физический-материальный.

Для лучшего представления семи планов бытия и сознания в «Тайной Доктрине» дана следующая диаграмма (Рис.1) Ади («Первый») или Эка («Единый»);

 Планы бытия 1200 dpi

«Так как мы следуем здесь от Общего к Частностям, вместо того, чтобы пользоваться индуктивным или методом Аристотеля, то нумерация поставлена в обратном порядке. План Ади поставлен первым, а не седьмым, как это обычно делается, но что в действительности не следовало бы делать» (4,ст.6,шл.4,стр.206). Разделение Планов на диаграмме нужно воспринимать правильно, понимая что в бесконечном Пространстве все планы взаимопроникают друг в друга, представляя из себя разные уровни духо-материи. Об этом в «Тайной Доктрине» говорится: « каждый из высших, так же, как и из низших миров, переплетается с нашим собственным объективным миром; … миллионы вещей и существ находятся или помещаются вокруг нас и в нас, так же как и мы вокруг них, с ними и в них; … и это не есть просто метафизический образ речи, но суровый факт в Природе, как бы ни был он непонятен для наших чувств. … Они, так сказать, как бы слиты с нашим миром, проникая его и будучи проникаемы им» (4,отдел 13,стр.756).

Семи планам Бытия (Сознения) соответствуют семь состояний сознания человека. Два первых Плана являются Высшими Планами Сознания, доступными пониманию только Посвященных. Но они еще недоступны человеческому интеллекту в его настоящем развитии. На следующих двух духовных — планах мудрости и силы, атмическом, и буддхическом — проходит особая эволюция Посвященных. Эволюция же обычного человека проходит на трех низших планах: физическом, эмоциональном (астральном) и ментальном.

Рассмотрим представленные планы Бытия и сознания:

Первый План – Это План Логоса, Вечного, Ади, «Единого», не проявленного в своей сокровенной сущности и проявленного в своих эманациях, которые относятся к нему, как Свет к излучающему его Солнцу. Это план Божественного Сознания.

Этот Первичный Свет Логоса, или сознания Логоса – на втором Плане Сознания – предстает как Семь Его Лучей – Высших Существ Анупадака (без родителей) и без форм, таких же вечных, как сам Логос. Это План Второго Логоса. Первые два Плана – являются сферой проявления исключительно Логоса. Для Солнечной системы эти планы являются вечными и существующими до ее проявления.

Третий План – это План Вторичных Лучей Логоса. Это Высший План, Свет которого доступен восприятию современного человека, поэтому Свет Атмы есть Дух на более низших Планах Сознания Человека. Об этом сказано: «Атма ни прогрессирует, ни забывает, ни помнит. Она не принадлежит нашему Плану. Она лишь Луч Света Вечного, который светит через и на темноту материи, когда последняя желает этого» (4,ст.7,шл.5,стр.306).

Третий План и Четвертый – это сфера сознаний, превосходящих сознание современного земного человечества. Великие Учителя, Посвященные знают все, что происходит в пределах и до крайних границ нашей Солнечной системы на личном опыте. Именно об этом говорится: «Ибо даже великие Адепты (конечно, посвященные), несмотря на то, что они являются испытанными Ясновидцами, могут утверждать полное ознакомление с природою и видимостью планет и их обитателей, принадлежащих лишь к нашей Солнечной Системе. Они знают, что почти все Планетные Миры обитаемы, но – даже в духе – они могут достигать лишь находящиеся в нашей Системе; и также они знают, как трудно даже для них вполне объединиться сознанием с планами сознания внутри нашей Системы, ибо они настолько разнятся от состояний сознаний, доступных на нашем Земном шаре…Такое знание и общение возможны для них, ибо они научились проникать в планы сознания, которые недоступны познанию, обыкновенных людей…» (5,стр.884).

Четыре низших плана доступны пониманию человека. Каждый из них разворачивается последовательно один за другим, развиваясь внутри предыдущего. Каждому плану соответствует своя субстанция или материя пространства, а поэтому и свое определенное сознание.

Первый из них (IV)– План Прообразов. План Единого сознания. Субстанция его – Мулапракрити – корень материи. Здесь происходит первая дифференциация пространства и это первая форма, которая выявляется из Беспредельности. Это план Духовной, блистающей ауры Вселенной или Солнечной Системы, субстратом которой является чистый Огонь или огненная субстанция.

План Разума и Творчества — ментальный.(V) Его субстанцией является чистая недифференцированная акаша – духо-материя. Энергия божественной Мысли – Фохат, вибрируя в лоне инертной предматерии, вызывает ее к деятельности и руководит ее первичными дифференциациями на всех семи планах Космического сознания. С этого плана идет эманация Мысли Божественного Разума через Высшее Эго человека. Происходит формирование индивидуальности или Высшего «Я».

План Вещественный и образований – астральный.(VI) Мир тонкий. Здесь начинается чувственное сознание, то сознание, которое создается или формируется на одно данное воплощение, учитывая все атрибуты личности — скханды предыдущей жизни человека. Это мир элементов, дифференциации акаши на пять элементов будущих основ для чувственного восприятия: обоняния, вкуса, зрения, осязания, слуха.

План физический,(VII) на котором находятся люди, планеты, Солнце, как и прочие планы состоит из семи подпланов.

Осознавая всю метафизичность многих из упомянутых планов бытия, можно задать вопрос : «Дают ли что-либо представленные диаграммы и схемы ищущему человеку?» Ответ мы находим в одной из целей написания «Тайной Доктрины»: «доказать, что Природа не есть «случайное сочетание атомов» и указать человеку его законное место в схеме Вселенной» (4, Предисловие). Значит, для нашего достаточно ограниченного человеческого ума и ограниченной возможности пяти чувств для познания не физических планов, схемы и диаграммы могут помочь в создании внутренней схемы системы мироздания. Но для действительного осознания даже планов сознания и бытия, составляющих только нашу Солнечную систему, а также познания основ древних знаний, обычному человеку Запада необходимо изменить способ своего мышления. Об этом Учитель пишет: «Вы, видимо, не осознаете те огромные трудности в образе передачи даже основ нашей науки тем, кто обучался по вашим обычным методам. Вы не осознаете, что чем больше вы владеете последним, тем меньше вы способны инстинктивно понять первые, ибо человек может мыслить лишь вдоль своей привычной колеи, и если только он не обладает смелостью зарыть ее, и проложить для себя новую, он волей-неволей вынужден продвигаться по старому направлению» (1,п.5,стр.49).

Только очистив и освободив свой ум от старых накоплений можно попытаться осознать, что все представленные планы бытия – это подготовленное поле сознания Логоса для прохождения эволюции всех проявленных сознательных форм, пространством эволюции которых является Солнечная система. Готовит это поле сам Логос, Единый в своей сути, но тройственный в своем проявлении: Логос непроявленный, Логос творящий, Логос проявленный. Но прежде, чем Третий Логос готовит поле для эволюции, происходит возникновение Монад, или Единиц Сознания, для которых это поле необходимо. Жизнь Монад исходит от Первого Логоса, и они ждут, пока Третий Логос не начнет внешнюю работу проявления, сотворение формы объективной Вселенной. А это значит, что «Он (Логос) собирается вложить Свою жизнь в материю, чтобы подготовить из нее материалы, пригодные для построения оболочек, необходимых для эволюции Монад» (2, стр.23).

Следуя дальше архаическим знаниям, мы находим, что Монада, или Единица Сознания в каждом из своих циклов должна достичь того уровня развития, который подготовит ее к восприятию возможностей нижележащего плана или следующего цикла. Сначала Монады  получают от Логоса «духовную индивидуальность», о чем Е.П.Блаватская говорила, как о пробуждающейся индивидуальности, затем появляется «индивидуальная Воля к Жизни», которая ведет их вперед в более плотные планы. В то время, как их (Монад) лучезарная божественная жизнь проходит в высших сферах, они размышляют над своими низшими оболочками, и все сильнее и сильнее в них проявляются. Блаватская говорит об этом, как о «развитии Монад по нисходящей в материю». При своем нисхождении, или лучше сказать – сиянии, ее лучи, или жизненные потоки вливаются в океан материи и отбирают материалы для подходящих оболочек, сначала тончайшей эфирной, затем плотной или физической. Когда форма сложена, связующим звеном между нею и Монадой, которая духовна сама по себе, становится Манас или Мыслитель, иначе говоря, разумное начало в человеке. Таким образом, универсальное сознание Логоса отражается и проявляется в индивидуальном сознании человека как Атма-Буддхи-Манас, и появляется «Небесный Человек», Пилигрим, который должен развиться, для эволюции которого и была создана эта система.

Закон аналогии распространяется на миры, так же, как и на человека. «Как вверху, так и внизу»; человек — микрокосм семиричной Вселенной. Поэтому структура человека семерична, как и планета на которой он живёт. Наша планета Земля  четвёртая в своей цепи и человечество на ней проходит эволюцию в пятой расе. Хотя мы не помним те жизни, которые уже прожили, но в каждом из нас есть золотая нить непрекращающейся Жизни, «блистающая нить бессмертной, безличной Монады, на которую нанизываются наши земные «жизни» или же преходящие Ego, на подобие множества бус, – по прекрасному выражению в философии Веданты» (5,стр.644).

Человек является творением чистых Божественных Иерархий. Каждая из них представлена в строении человека, дав ему тело, жизненную мощь, разум. Разум — это то, что отличает человека от животного, в котором высшие принципы латентны, а то есть, не существуют. Человек же обрел эту силу и обладает самосознанием и духоразумением, а потому способен сознательно одухотворять свою личность для дальнейшего совершенствования. Этот процесс одухотворения материи самый сложный для современного человека, так как пока имеющиеся у нас чувства-инструменты могут передавать лишь материальное существование в поле нашего сознания, физического плана. Об этом в «Тайной Доктрине»  говорится так:«заурядный человек не имеет понятия о каком-либо ином состоянии сознания, кроме того, к которому привязывают его физические чувства» (5,ч.3,отд.4,В,стр.883).

Человеческое «сознание – это способность ума», а «мозг – проводник ума»(8,стр.40). Сознание, проявляющееся через работу мозга и нервную систему, известно как бодрствующее сознание. Бодрствующее сознание – это сознание, функционирующее на ментальном и астральных планах, используя в качестве своей оболочки ментальную и астральную материю, располагаясь в физическом мозге и используя мозг с его разветвленной нервной системой в качестве своего инструмента для волеизъявления, познания и действия на физическом плане. У более развитых людей деятельность этого сознания находит свое выражение в Самосознании на физическом плане. Дальнейшее развитие позволит человеку осознавать себя на астральном, а затем на ментальном плане, но для этого необходимо, чтобы тело на этих планах было организовано так, чтобы принимать и передавать колебания материи соответствующего плана. А пока, «становится ясным, почему мы не можем видеть даже с помощью лучших телескопов то, что находится вне нашего мира материи. Только те, кого мы называем Адептами, знающими как направить свое ментальное зрение и перенести свое сознание – физическое и психическое – на другие планы существования, могут говорить авторитетно на подобные темы» (4,ст.6,стр.221).

Но это не значит, что мы должны спокойно ждать, когда эволюция изменит нас, а мы сами ничего не можем и не должны делать. Наоборот, признавая идею эволюции или идею одухотворения форм, мы можем расширять наше сознание, и подходить к этому осознанно. Нужно заметить, что слова «расширение», «раскрытие» относятся к сознанию, а слово «эволюция» — к формам. Так как «для Духа, для сознания не существует ни роста, ни усовершенствования; в нем заключено уже всё и навсегда, вся полнота, и для него возможно только одно: устремиться наружу, вместо того, чтобы оставаться обращенным внутрь. Бог внутри вас не может развиваться, но он может проявить свою силу посредством материи, которую он приспособил для этой цели; и материя эволюционирует, чтобы служить ему. Он же сам проявляет только то, что он есть. Припомните изречение великих мистиков по этому поводу. «Станьте тем, что вы есть», — говорит св. Амвросий. Фраза кажется парадоксальной, но в ней заключена великая истина: станьте во внешних проявлениях тем, что вы есть во внутренней реальности» (6,Некоторые определения).

«Станьте тем, что Вы есть», для этого сначала необходимо понять, что кроме личности в нас есть божественное проявление, или отражение, которое теософия называет Высшим Я, Высшим Манасом, или индивидуальностью. Далее нам нужно помочь своей индивидуальности проникнуть на все низшие более материальные планы, а для этого мы должны подготовить все проводники и инструменты нашей человеческой системы, человеческого существа, начиная с очистки физического тела, эмоций, мыслей, и даже сердца, как говорил Учитель, очиститься от «трех отрав»: «гнева, алчности, заблуждения, и пяти помрачений: зависти, страсти, колебания, лени, неверия…» (1,п.45,стр.201). И если человек делает это осознанно, то это уже устремление к высшему, это уже поиск Пути. Вспомним прекрасные строки из бессмертной Бхагават Гиты: «Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек не приближался ко Мне, на этом пути Я приветствую его». И так как Путь у каждого свой, даже если мы следуем за Христом или Буддой, то и усилия мы должны прилагать разные. Наши усилия меняют состояния сознание, и каждое изменение проявляется в ответном колебании материи, или субстанции более тонких планов сознания, а это означает, что человека замечают и начинают ему помогать, как разумные силы природы, так и более развитые души, Великие Души. В «Письмах Махатм» так об этом написано: «каждая светлая мысль в вашем уме … будет искриться, и привлекать внимание вашего далекого друга (Учителя) … закон позволяет нам приблизиться к каждому, у кого имеются хоть малейшие проблески истинного света Татхагаты…» (1,п.45,стр.205). Великого Будду называют Татхагатой. И тому, кто действительно вступает на Путь, следуя по стопам Татхагаты-Будды, начинает светить свет Татхагаты и открываются «Семь Путей» к Нирване, Блаженству, «которое есть Абсолютное Бытие, Существование и Сознание»(4,ст.1,шл.4). Рука помощи подается каждому сознательному сотруднику эволюции, следует ли он Заветам Будды, Учению Христа, или нравственным правилам других великих носителей Света.

Е.П.Блаватская говорила: «Сознание есть космическое семя сверхкосмического Всеведения. Оно обладает потенциальностью расцвести в Божественное Сознание»(3,стр.71), и поэтому «вы обязаны держать ответ за ваш плод — ваше сознание, поскольку оно оста­ется с вами, дабы вы его развивали, задавали ему нужное направление и использовали намеки вашей души, которые суть совесть, во время вашего пре­бывания здесь, на земле» (7,стр.15).

Список литературы:

  1. «Письма Махатм»; Сборник; РИПОЛ классик;Москва;2006
  2. А.Безант «Исследование сознания»; РЕФЛ-бук, Ваклер;Киев;1997
  3. Е.П.Блаватская «Инструкции для учеников внутренней группы»; Сфера;Москва;2000
  4. Е.П.Блаватская  «Тайная Доктрина»; том. 1; Теософское издание, Адьяр, Мадрас, Индия; 1991
  5. Е.П.Блаватская  «Тайная Доктрина»; том. 2; Теософское издание, Адьяр, Мадрас, Индия; 1991
  6. А.Безант «Введение в йогу»; Перевод Е. Писаревой с четвёртого английского издания,1912
  7. Е.П.Блаватская  «Письма друзьям и сотрудникам»; Сфера; Москва;2002.
  8. Комментарии к ТД,

 

 

Доклад Т.В. Головченко на Конференции «На пути к Космическому сознанию» в Днепропетровске в 2010 г.