Новости Теософии № 27
На наблюдательной башне
Будущее Теософического Общества
Прошлое Теософического Общества — это история, но актуально для того, чтобы выучить кое-какие уроки. Эта история ощущается в красоте Адьяра как ашрама. Её также можно увидеть в архитектуре и величии его зданий, Адьярской библиотеке, музее, архивах и богатой литературе. Настоящее более важно, потому что то, что мы делаем сегодня, будет формировать будущее. Падение количества членов, снижение умения правильно читать, писать и общаться, неспособность привлекать и вдохновлять молодых членов — это три главных вызова, стоящие перед нами.
Мыслить Теософическое Общество великим институтом
Мы должны гордиться, называя Теософическое Общество великим институтом. Для такового важна ясность целей. Его великое видение — «Васудхайва Кудумбакам» [«весь мир — одна семья» — прим. пер.]. Его назначение — возрождение и преображение человечества, ради целостного развития и благосостояния. И основные его ценности заключены в его девизе, «Нет религии выше истины». Его этика — «платите добром за зло; любите ненавидящих вас». Три объявленные цели Т.О. — это три его столпа и руководящие принципы для ежедневной деятельности. Резолюция о свободе мысли устанавливает основы поведения внутри Общества. Способны ли мы на такое мышление, при котором работа для этого института важнее и осмысленнее любой индивидуальной? Для работников величайшее достоинство — самомотивация.
Информацию — в постижение
Постижение ведёт к внутреннему пробуждению, которое даёт радость глубокого познания, порождая желание учиться больше. Но без сильной устремлённости это невозможно. Совершенное внимание, постоянное размышление, частое использование воображения, абстрактное мышление, равно как и визуализация, за которой следует постоянная практика — это инструменты, ведущие от информации к постижению.
Пять шагов для распространения теософии
В «Ключе к теософии» Е.П. Блаватская убеждала нас сначала изучить и понять теософическое учение, чтобы мы могли учить других, особенно молодых людей. Во-вторых, использовать всякую возможность, чтобы говорить с другими и объяснять, что такое теософия и чем она не является. В-третьих — устранять неверные представления и распространять интерес к предмету, помогая распространять нашу литературу — покупая книги, если позволяют средства, давая их читать и даря их, а также побуждая к этому же друзей. В-четвёртых, следует защищать Общество от несправедливых обвинений любыми законными средствами, которые мы в состоянии применить. Пятое — и самое важное из всего — распространять теософию примером своей собственной жизни. В курсе ли мы, что всё это требуется от нас?
Теософия и Теософическое Общество
Когда Теософическое Общество только начинало пускать корни, его основатели решили распределить между собой роли. Е.П. Блаватская открывала и представляла доктрины теософии, тогда как полковник Олкотт развивал Теософическое Общество как проводник для их распространения. Вскоре у Т.О. уже была богатая литература для духовного возрождения человечества. Олкотт, Безант, Ледбитер и другие много путешествовали, встречаясь с людьми и вдохновляя их. Таким образом, число членов быстро росло, и повсюду в мире возникали теософические центры. А теперь мы стесняемся выходить к людям, возможно, из-за наших малых познаний в теософии, недостаточного её постижения. Теософия обсуждается внутри наших лож. Например даже в г. Ченнае многие не знают, где находится наша Международная штаб-квартира, существующая там с 1882 г.
Поощрять молодёжь
Сегодняшние молодые, которые понесут факел в будущем, сталкиваются с вызовами (и в личном отношении, и в общественном), которые усугубляются дисбалансом между технологическим и психологическим прогрессом. Наша молодёжь питает научное стремление к истине и презрение к фальши и суевериям. Перед нами выбор между тем, что по-настоящему хорошо и тем, что даёт удовольствие. Для истинного прогресса и выживания человечества материальному развитию должен сопутствовать соответствующий духовный рост. И за то, чтобы молодые были на это вдохновлены, основная ответственность лежит на старшем поколении. Потому должно появиться как минимум несколько лидеров, среди молодых и среди старших, которые могли бы служить ролевыми моделями для преображения человечества. Чтобы привлечь молодёжь, упор нужно делать на йогу, медитацию, участие в дискуссиях на действительно духовные темы, а также выбирать области служения, в которых она особенно компетентна. Участники должны встречаться регулярно под руководством знающего человека. Йога и медитация принесут целостное здоровье, служение подчинит эго, духовные беседы будут питать душу, очистят её и обогатят. Можно назначить еженедельные сессии вопросов и ответов для прояснения сомнительных моментов. Если привлечь молодёжь, тенденцию к падению количества членов можно будет обратить вспять.
Видение Блаватской Т.О. в будущем
В «Ключе к теософии», отвечая на вопросы о будущем теософии и Теософического Общества, Е.П.Б. сказала: «Что касается теософии, то я отвечу, что, как она существовала вечно на протяжении бесконечных циклов прошлого, так и будет существовать всегда в беспредельности будущего, поскольку теософия — это синоним ВЕЧНОЙ ИСТИНЫ.» Относительно же Теософического Общества она сказала, что «Его будущее практически целиком и полностью будет зависеть от степени неэгоистичности, искренности, преданности и — последнее, но не менее важное — от объёма знаний и мудрости, которыми будут обладать те члены Общества, на чью долю выпадет вести работу и направлять его после смерти Основателей.» Она включила в число условий знание и мудрость, потому что они дают непредвзятое и ясное суждение, ибо ясность есть состояние ясного видения. Инструменты, такие как медитация, ведение дневника, личное наставничество, помогает более глубокому пониманию; уроки нужно повтороять регулярно, пока не придёшь к постижению.
Большие вызовы
Три упомянутых выше вызова стали более заметно проявляться с 1980-х годов, что выразилось в снижении членства, трудностях с привлечением молодёжи и недостаточной деятельностью по распространению теософии.
Понимание, общение и распространение
Для продвидения теософии мы должны обладать её пониманием, равно как и навиками общения с хорошим знанием языка. Хорошее понимание — обязательное требование для хорошей коммуникации. Если оно есть, то человек открыт к общению и легко развивает навыки общения с аудиторией. Этот взгляд был подчёркнут на семинаре по коммуникативным техникам, организованном Ахемдабадским Институтам Коммуникаций Мудра (MICA) 12-14 февраля 2014 г. Для популяризации теософии будет полезно интегрировать изучение религий, философии и науки для сбалансированного роста человека. Для эффективного её распространения мы должны лично выходить к людям, общаться с ними на низовом уровне. Пусть каждой член через свои личные контакты приводит каждый год по одному новому члену.
Прощение, справедливость, благодарность и современная наука
Как сказал один из Учителей Мудрости, «Несправелдивость и неблагодарность не присутствуют среди наших пороков». Это даёт ключ к справедливому действию и выражению благодарности всем благородным людям. Если мы благодарны, это рассеивает спутанность в мыслях. А гнев подобно ржавчине подтачивает свой сосуд, неблагодарность съедает того, кто держит её в себе. Справедливость значит равенство. Мы будем чувствовать себя выше и счастливее, если мы благодарны. Будьте благодарны тем, кто предал вас, ибо они помогли вам стать независимым. Благодарность облегчает наш груз, она соединяет нас с другой душой великою глубиной чувств. Давайте вспомним, что сказал Христос, когда его пригвоздить к кресту: «Господи, прости им, ибо они не ведают, что творят».
Один Учитель Мудрости сказал, что современная наука — наш лучший союзник. Так что мы должны модернизировать свои методы, привлекая к своей работе новые технологии. Нам нужна определённость цели и чёткие намерения в действиях. Теософическое Общество станет энергичным, будет обладать изрядно силой молодости, если мы будем искренни в своём видении, в своей миссии, основных ценностях и целях.
Заключение: Махачохан, по словам Учителя К.Х., однажды сказал: «Теософическое Общество было выбрано краеугольным камнем, основанием будущих религий человечества». Так что мы должны думать, что это Общество есть великий институт с ясным видением, определённой миссией и полезным назначением. Нам нужно старательно работать, помня предупреждение Блаватской: «теософия не для ленивых и тупых».
Для привлечения молодёжи упор нужно сдвинуть с нынешнего теоретического подхода к деланию конкретных вещей. Мы должны представлять теософию так, чтобы это было более интересно, включая истории из жизни и привлекая опыт. В выбранных местах должны быть открыты молодёжные академии, где бы работали опытные члены, владеющие пониманием и коммуникативными навыками. Информация даёт осведомлённость, образование даёт знания, применение этого знания в повседневной жизни ведёт к мудрости, а она в свою очередь к скромности и чувству единства. Личные контакты на низовом уровне — необходимое условие для привлечения новых членов, после разумного понимания и убеждения. Имеющиеся у нас книги — «Теософская жизнь», «У ног Учителя», «Духовное возрождение человечества» и «Обещаю» следует собрать вместе и выпустить одной книгой. Аналогично нужно объединить «Практический оккультизм», «Свет на Пути», «Голос Безмолвия» и «Универсальный закон жизни». Специально для образования молодых стоит приготовить компиляцию о законах кармы, трёх великих истиных, реинкарнации, йоге и выстраиванию характера. Этим книгам, изданным в новой форме, следует дать подходящие названия и включить в учебный курс предлагаемых мною молодёжных академий. Эти меры, скорее всего, помогут обратить вспять тенденцию упадка количества членов и привлекут молодёжь. В отдалённом будущем Теософическому Обществу уготовано то место, которое указал Махачохан. В краткосрочной же перспективе оно будет тем, чем мы его сделаем вместе, работая искренне, бескорыстно, сосредоточенно и мудро. Так что давайте неослабными усилиями преодолеем эти три вызова. Спросим себя: «Что каждый из нас может сделать для распространения теософии?» Его святейшество Далай-ламу однажды спросили: «Сэр, какова цель жизни?» И он ответил: «Цель жизни — распространять теплосердечность. А если это невозможно, тогда по крайней мере не распространять холодность».
The Theosophist, v.135 №6, март 2014
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Конференция в Днепропетровске
Музейный центр Е.П.Блаватской и её семьи Днепропетровского национального исторического музея им. Д.И.Яворницкого
Кафедра философии Государственного ВУЗ «Национальный горный университет»
8 мая 2014 года состоится ежегодная научно-практическая конференция «Е.П.БЛАВАТСКАЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» «Современное миропонимание: духовные аспекты культуры»
Время проведения конференции: 13.00-17.00
Адрес проведения конференции: Днепропетровск, просп. К. Маркса, 19, корп. 1, этаж 3, аудитория 119.
С 1991 года в Днепропетровске, на родине Елены Петровны Блаватской, ежегодно проходят научные конференции, посвященные осмыслению наследия нашей выдающейся соотечественницы с позиции современного научного миропонимания. Конференция 8 мая 2014 года проходит в рамках исследовательской деятельности Научного центра Е.П.Блаватской, созданного 24 октября 2012 при Музейном центре Е.П.Блаватской и её семьи Днепропетровского национального исторического музея им. Д.И.Яворницкого, а также научной группы Теософского общества в Украине, созданной 16 ноября 2013 г.
Концептуальной основой и тематикой конференции является осмысление учения Е.П.Блаватской и воплощение её идей в духовной культуре современности. В работе конференции предполагается участие философов, ученых, теософов, культурологов.
Цель конференции: Осмысление наследия Е.П.Блаватской с позиции современного миропонимания, в контексте духовной культуры ХХІ века.
Тематические направления работы конференции:
∙ Концептуальные основы наследия Е.П. Блаватской;
∙ Культурологические аспекты исследования личности Е.П. Блаватской и её семьи;
∙ Теософия в контексте современной духовной культуры;
∙ Рецепции учения Е.П.Блаватской в духовной культуре современности
Заявку на участие в конференции и тезисы докладов до двух страниц (формат А4, Microsoft Word – Times New Roman, шрифт – 14, интервал одинарный, отступы – все 2см) просим направить до 15 апреля по Е-mail: jshabanova@ukr.net.
Тезисы докладов, представленные в указанный срок, будут опубликованы в сборнике материалов конференции. Организаторы конференции оставляют за собой право отбора докладов и формирования программы конференции. В связи с однодневным сроком проведения конференции, количество докладов, включаемых в программу для выступления, ограничено. Планируется до 5 основных докладов с последующим обсуждением. К изданию принимаются тезисы как основных докладчиков, так и других авторов, представивших свои материалы к публикации. Доклады и публикуемые материалы не должны носить описательный и реферативный характер. Критерием отбора докладов являются общепринятые требования к научным трудам.
В рамках работы конференции возможны презентации книг и проектов на тему конференции. Доклады, тезисы которых будут представлены позже указанных сроков, в программу конференции включены не будут.
Проживание и питание осуществляется за счёт участников конференции.
Контактные данные: E-mail: jshabanova@ukr.net
+380562 47-02-11; 050-361-11- 00; 067 6390457 – Шабанова Юлия Александровна
Программа Дня Белого Лотоса 2014 года в Днепропетровске двухчастна:
С 10.00 до 11.30 в Музейном центре Е. П. Блаватской и ее семьи (ул. Ленинградская, 11) пройдут торжества, посвященные памяти Е.П. Блаватской.
С 13.00 до 17.00 на кафедре философии Государственного ВУЗа «Национальный горный университет» состоится научная конференция «Е.П. Блаватская и современность».
Семинар в Москве
Дорогие друзья!
Приглашаем Вас посетить Весенний семинар Московского Теософического Общества.
Тема года: «Послание Маха-Чохана»
Место проведения: Москва, 9–10 мая 2014 года.
Семинар проводит Ян Елле Кеплер, генеральный секретарь Бельгийского Теософического Общества.
Регистрация для участия в Весеннем семинаре МосТО обязательна. Для регистрации , пожалуйста, пришлите в адрес Оргкомитета на каждого участника следующую информацию: ФИО полностью, страна и город проживания, контактные телефон и e-mail, укажите необходимость расселения в гостинице/хостеле.
Размер оргвзноса 800 руб.
С уважением, Оргкомитет.
Наш email: convention@inbox.ru
Образец регистрационной заявки:
В ОРГКОМИТЕТ МОСКОВСКОГО ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.
Прошу зарегистрировать меня в качестве участника Весеннего семинара МосТО 09-10 мая 2014г.
ФИО: Иванов Петр Сергеевич
Город проживания,страна: Кемерово (Россия)
Контактный телефон: +7(926) 150-50-50
E-mail: ivanov@theosophy.ru
Расселение (Гостиница/хостел): нужно, хостел.
Семинары на Украине
Светлана Гавриленко, председатель Совета ТО на Украине, проведёт в апреле два семинара:
1) В Харькове: 5–6 апреля 2014 г., тема «Махатмы и Теософическое Общество».
Место проведения уточняется.
Начало в 10.00.
Дополнительная информация по тел.: 063 057-26-93
2) В Кировограде: 19–20 апреля 2014 г., тема «Теософия как путь. Ученичество в современном мире». Место проведения – здание «Акустика», Ул. Орджоникидзе, 5, 2-й эт., к.224/2
Начало в 12.00.
Дополнительная информация по тел.: 095 180-44-84
На западе
Конгресс межамериканской теософической федерации состоится 28 мая — 1 июня в штаб-квартире Американского Т.О., Уитон, штат Иллинойс. Тема «Теософия в действии». Программу можно скачать здесь.
В международном теософическом центре в Наардене 13–18 июня состоится семинар на тему «Антропогенезис: эволюция человеческой души, как описано в станцах Дзиан». Ведущий — Мартин Лайдерман. Контактный адрес — activities@itc-naarden.org
15–18 августа в теософическом центре в Наардене (Нидерланды) состоится конференция теософов всего мира вне зависимости от их членства в той или иной организации. Тема: «Теософия, единство и помощь миру. Куда мы идём». Цели конференции:
1. Обеспечить живость теософии для будущих поколений, т.е. не «назад к Блаватской», а вперёд с Блаватской.
2. Свести вместе представителей разных теософических организаций и изучающих теософию, преданных делу распространения теософии.
3. Усилить связи, способствуя осмысленному общению между всеми теософическими организациями и независимыми теософами.
4. Обменяться идеями и практическим опытом по представлению теософии в доступном и вдохновляющим виде.
Просьба заблаговременно регистрироваться на сайте www.theosconf.org.
Международная конференция по теософской истории состоится в Лондоне 21–22 сентября. Контактный адрес — leslie.price@blueyonder.co.uk
СОСТОЯВШИЕСЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Конференция в Кемерово
15–16 февраля 2014 г. в г. Кемерово прошла конференция на тему «Подготовка к организации официального Теософского Общества в России». Инициатором её выступила ложа им. Е.П. Блаватской, г. Кемерово. С основным докладом выступил представитель президента Теософического Общества в России Павел Малахов. Его запись можно увидеть здесь.
По итогам конференции была принята следующая резолюция:
15-16 февраля 2014 г. в г. Кемерово состоялась конференция по теме «Подготовка к организации официального Теософского Общества в России». На конференции принимали участие представители пяти отделений Теософского Общества (Адьяр, Индия) из Кемерова, Нижнего Новгорода, Юрги, Омска, Зеленогорск-Бородино, а также независимые члены теософского общества из других городов России.
Были представлены к обсуждению пять докладов и пять сообщений о деятельности отделений ТО в стране, на основании которых был принят к обсуждению ряд вопросов, и выработаны следующие решения:
1. Принять проект Устава Теософского Общества в России, основанного на «Типовых правилах для Региональных Ассоциаций» и предложить этот проект членам ТО в стране.
2. Объединить независимые отделения Теософского Общества на территории России в единую организацию.
3. Распространять идеи теософии.
4. Составлять статьи на основании исследуемого материала.
5. Укреплять состав Отделений новыми членами.
6. Устанавливать контакты с теософскими группами во всех городах России и проводить с ними совместные мероприятия.
7. Собирать и изучать различные литературные источники, входящие в понятие «Учение Махатм».
8. Применять теософские принципы в собственной жизни и быть примером этих принципов для окружающих людей.
9. Принимать участие в проводимых на территории России конференциях, которые по своей тематике соответствуют теософским принципам и проблематике.
Текст резолюции принят всеми участниками конференции единогласно.
Третья всероссийская теософическая конференция
Конференция состоялась 22–23 марта в Москве. На ней присутствовало около 100 делегатов. Помимо российских теософов на конференции были представители Украины, Белоруссии, Бельгии и Венгрии. Участники выступили со следующими докладами:
«Значение культуры в сближении религий». Володарский Леонид Александрович, член Союза Российских Писателей, председатель независимой писательско-эзотерической ассоциации «Лютня Ориолы», дважды лауреат Международного литературного фонда им. Милана Фюшта при Венгерской Академии Наук. (Москва)
«Братство религий» Ян Елле Кеплер, генеральный секретарь Бельгийского Теософского Общества. (Бельгия)
«Путь сердца в различных духовных традициях». Попова Лариса Александровна, доктор медицинских наук, профессор Украинской национальной мед. академии последипломного образования, член Киевского отделения ТО в Украине. (Киев)
«Межконфессиональная этика». Монах Раманатха (Данил Гиренко). Монастырь йоги «Собрание Тайн». (Нижний Новгород).
«Подход вайшнавской религиозной традиции к гармонизации межрелигиозных взаимоотношений в России». Радха Дамодар дас (Зуев Сергей Васильевич). Вице-президент Центра Обществ сознания Кришны в России (Москва).
«Расцвет духовного творчества в условиях синтеза религий». Кривич Любовь Юрьевна. Поэт, культуролог, член Международного теософического общества. (Москва)
«Единая Религия». Малахов Павел Николаевич. Представитель президента Международного Теософического Общества в России. (Кемерово).
«Человек и религия». Мезинова Любовь Николаевна. Член Международного Теософического Общества. (Нижний Новгород).
«Глубинная природа сакрального в человеке». Гавриленко Светлана Иосифовна, кандидат физ.-мат.наук, доцент, председатель Совета ТО в Украине. (Киев)
«Теософия и религия». Авруцкий Георгий Давыдович, кандидат технических наук, Московское Теософическое Общество. (Москва).
«Интерконфессиональность теософии». Золотарев Владимир Витальевич, член Фонда Неопалимая Купина и Международного Теософического Общества.
«Единство и различие в мировоззрении основных религий». Бобылёва Татьяна Михайловна. Международное Теософическое Общество. (Москва).
«Попытка примирения доктрины кармы и доктрины спасения». Зайцев Константин Алексеевич. Международное Теософическое Общество. (Москва).
«Некоторые аспекты буддийской философии» А.М.Мачульский (Кемерово)
«Все дороги ведут из Рима. Две земные жизни Иисуса Христа». Доклад Чередниченко Натальи Алексеевны читала Иванова Елена Витальевна, Эзотерический психолог, астролог, целитель, преподаватель биологии и эзотерики. (Владивосток)
«Зороастризм и его влияние на иудаизм, христианство, ислам». Кадочкина Татьяна Львовна, член Международного Теософического Общества. (Москва).
«Братство религий с эзотерической точки зрения». Низамиев Руслан Вильданович президент Фонда «Универсалист» («Неопалимая Купина»)
«Молитва, Медитация и Великий Призыв». Петрищевская Татьяна Александровна, член Международного Теософического Общества.
В рамках конференции прошли три круглых стола:
«Теософское образование сегодня», ведущий Панчишин Николай Васильевич. Теософская группа «Гелиос» (Минск).
«Энергетические основы межконфессионального взаимодействия.» ведущий Нечаев Николай Владимирович, фонд «Универсалист».
«Ученичество», ведущий Шабурников Владимир Васильевич, руководитель Школы теософии им. Е.П.Блаватской, Президент Ложи «Адамант».
Культурную программу конференции составили: Влада Якупова с музыкальной программой «Исцеление звуком». Инструмент — била (плоские колокола);
Любовь Басурманова, исполнительница на гуслях;
Ансамбль индийского классического танца «Сарасвати» ДК МГУ под руководством Натальи Оболенской;
Борис Просвирнёв, певец, поэт, участник трио «Пробуждение».
Дата выпуска рассылки: 1 апреля 2014 г.