21 марта — день ухода У.К. Джаджа

William_Quan_Judge

Уильям Кван Джадж 

(англ. William Quan Judge; 13 апреля 1851 — 21 марта 1896)

Детство

Уильям Кван Джадж родился 13 апреля 1851 года в Дублине, Ирландия. Его отец, Фрeдерик Х. Джадж, был мистиком имасоном. Его мать, Алиса Мария Кван, умерла при родах после седьмой беременности. Уильям рос хилым ребёнком и в шесть лет серьёзно заболел. Врач сообщил его родным, что больной не выживет, и вскоре констатировал смерть. Однако вопреки медицинской науке, Уильям пришёл в сознание и начал постепенно выздоравливать. После выздоровления у него обнаружились способности и знания, которые раньше не проявлялись. Внешне он казался тем же самым и, в то же время внутренне изменился радикальным образом: семье, можно сказать, пришлось знакомиться с ним заново. Никто не знал, что он умеет читать, но, после выздоровления, на восьмом году жизни, он стал внимательно изучать все доступные ему книги по месмеризму, френологии, религии, магии и философии.

В Америке

До тринадцати лет Уильям воспитывался в Дублине, затем его отец переехал со всеми детьми в США, прибыв в Нью-Йорк14 июля 1864 года. Какое-то время старший Джадж и его дети жили в старом Коммерческом отеле на Кортлэнской улице, потом на Десятой улице, после чего они обосновались в Бруклине.
Сначала Уильям работал в Нью-Йорке клерком, а затем начал изучать право в юридической конторе Джорджа П. Андрюса. В 21 год он стал американским гражданином. В том же году, сдав экзамен, получил право на юридическую практику. Какадвокат, он специализировался в коммерческом праве. Как юрист отличался аккуратностью, упорством и трудолюбием, завоевав этим уважение, как со стороны работодателей, так и клиентов.
В 1874 году он женился на Элле М. Смит из Бруклина.

Высказывания Е.П. Блаватской о У.К. Джадже читайте здесь 

Уильям Джадж и Генри Олкотт

В 1874 году Джадж узнал о Е. П. Блаватской. Ему попалась книга Г. С. Олкотта «Люди с того света», очень его заинтересовавшая. Джадж написал автору, чтобы узнать адрес заслуживающего доверия медиума. В это время поднялась волна интереса коккультизму, и начались дискуссии о нём. Эксперименты нескольких людей, включая Блаватскую, на ферме братьев Эдди были предметом широкого обсуждения. Полковник Олкотт предложил Джаджу встретиться с Блаватской[1]. Джадж рассказывал:

«Наша первая в этой жизни встреча с Е. П. Б. произошла в 1875 году в Нью-Йорке. Полковник Г. С. Олкотт позвонил мне по её просьбе из квартиры на Ирвинг Плэйс… Меня поразили её глаза, глаза человека, которого я знал в давно прожитых жизнях. Во время первой встречи она взглянула на меня, как бы узнавая, и с тех пор этот взгляд никогда не менялся… Это было так, как будто накануне вечером мы разошлись по домам, отложив на завтра задачи, требующие обоюдного участия. Мы были учителем и учеником, старшим и младшим братьями, стремящимися к одной цели»[4].

В сентябре 1875 года Г. С. Олкотт предложил образовать общество для изучения оккультизма, каббалы и т. п. Уильям Джадж, энергичный, идеалистически настроенный молодой человек, был среди тех, кто стоял у истоков Теософского Общества. Когда в1878 году Блаватская и Олкотт отбыли в Индию, он продолжил теософскую работу в Америке, не прекращая своей юридической практики. Олкотт рассказывал, что, несмотря на переезд руководителей Теософского общества в Индию, энтузиазм Джаджа по отношению к теософии и оккультизму «был неиссякаем», о чём свидетельствовали письма Джаджа ему, Блаватской и другим видным теософам. В конце 1883 годаНью-Йоркское общество было преобразовано в «Арийскую Теософскую Ложу», и Джадж был избран её Президентом. В 1884 году Джадж отправился в Индию для временного исполнения обязанностей президента ввиду отъезда руководителей Теософского общества в Европу. В 1886 году «Арийская Теософская Ложа» была преобразована в Американское Отделение Теософского Общества; Джадж стал его Генеральным секретарём. В 1886 году Джадж начал издавать ежемесячный теософский журнал «Путь» (англ. The Path), который существует и поныне[1]. В 1888 году он помогал Блаватской в организации её Эзотерической школы. После смерти Е. П. Б. Джадж стал членом объединённого внешнего руководства Эзотерической школы.

Публикация в «Нью-Йорк Сан

1 июня 1890 года ежедневная газета «Нью-Йорк Сан» опубликовала редакционную статью о теософии. Материалы для публикации были предоставлены бывшим членом Теософского Общества профессором Эллиотом Коузом. В статье говорилось, что теософия — это ложная религия, утверждалось, что профессор Коуз «разоблачил ложь и мошенничество Блаватской, после того как она несколько лет морочила ему голову». Затем 20 июля 1890 года в воскресном приложении к «Нью-Йорк Сан» появилось обширное интервью с самим Коузом под заголовком «Блаватская разоблачена», в котором он продолжил развитие тем, начатых в редакционной статье. Кроме Блаватской были упомянуты Олкотт и Джадж, которых Коуз представил как обманутых и, вместе с тем, добровольных её сообщников.

Адвокатами Блаватской было возбуждено два дела: одно против Коуза, второе против газеты. Им был предъявлен иск за нанесение морального ущерба в размере 50 тыс. долларов. Второе дело, о клевете на Теософское Общество Нью-Йорка, возбудил против газеты Джадж, с иском в размере 60 тыс. долларов. Именно иск Джаджа и заставил «Нью-Йорк Сан», несмотря на смерть Блаватской, пойти на попятную[10].

В номере от 26 сентября 1892 года «Нью-Йорк Сан» поместила статью Джаджа, предварив её следующим собственным заявлением:

«На следующей странице мы помещаем статью, в которой м-р Уильям К. Джадж рассказывает о романтической и необычной жизни покойной г-жи Елены П. Блаватской. Мы пользуемся этим случаем, чтобы сказать, что статья д-ра Э. Ф. Коуза из Вашингтона, в которой содержались голословные обвинения личного характера в адрес г-жи Блаватской, а также её последователей, появилась 20 июля 1890 года на страницах „Сан“ в результате того, что редакция была введена в заблуждение. Эти обвинения, как выяснилось, не имели под собой веских оснований. Статья м-ра Джаджа снимает все вопросы относительно г-жи Блаватской, возникшие в связи с публикацией д-ра Коуза. Со своей стороны, мы хотим заявить, что выпады д-ра Коуза в адрес Теософского общества и лично м-ра Джаджа не подкреплены доказательствами, а посему их не следовало публиковать».

В своей статье о Блаватской Джадж, в частности, пишет, что целью и задачей её жизни было разбить кандалы, выкованные духовенством для человеческого разума. Она хотела, чтобы все люди поняли, что должны сами нести бремя своих грехов, что никто другой не может сделать этого за них. Поэтому она принесла на Запад древние восточные учения о карме и перевоплощении… Завершая статью, Джадж пишет:

«С 1875 года жизнь её состояла в одном неустанном стремлении привлечь в Теософское общество тех, кто способен бескорыстно трудиться, распространяя ту этику и философию, которые призваны осуществить идею братства человечества, доказывая подлинное единство и изначальную необособленность каждого существа. В своих книгах она преследовала ясно сформулированную цель — дать материал для интеллектуального и научного продвижения в этом направлении. Предложенная ею теория происхождения человека, его возможностей и предназначения, основанная на древних индийских источниках, отводит нам место гораздо более значительное, чем в подходе любой западной религии или науки. Согласно этой теории, каждому даны возможности развить в себе богоподобные силы и, в конечном итоге, стать сотрудником природы…»

Последние годы

Безант,Олкотт и Джадж в Лондоне

К 1893 году разногласия в связи с непризнанием руководством Теософского Общества подлинности полученного Джаджем послания махатмы привели к конфликту Джаджа с Олкоттом и Безант. Наконец, в июне 1895 года Американская секция Теософского Общества объявила о своей «полной и абсолютной автономии» и выделилась в независимое Теософское Общество в Америке. Организация, происходящая из фракции Олкотта, базируется в настоящее время в Индии и известна какТеософское общество Адьяр, в то время как организация Джаджа известна как Теософское общество Пасадена (англ.)русск..

Выполняя работу адвоката, Джадж побывал в Южной Америке, где заразился тяжёлой формой малярии, от которой умирали, как правило, на двенадцатом году после заражения. Однако Джадж, несмотря на болезнь, никогда не оставлял главного дела своей жизни. 1896 год был двенадцатым годом его болезни.

Скульптор А. Линдстрем, никогда не видевший Джаджа в жизни, делал слепок с головы умершего. Вот его мнение:

«Делая посмертную маску, я был потрясён формой головы мистера Джаджа, которая разительно отличалась от всего, что я когда-либо видел. Головы большинства выдающихся людей показывают развитие какой-нибудь одной, возможно нескольких способностей в ущерб другим. Я сразу же заметил, что голова мистера Джаджа свидетельствует о высоком, равномерном и хорошо сбалансированном развитии всех способностей. Это удивительное сочетание огромной силы воли с развитой в равной степени мягкостью, высшая практичность и приспособляемость с высоко идеалистичным характером, гигантский интеллект рука об руку с бескорыстием и скромностью…
Я считаю, что из всех черт нос наиболее точно определяет характер. Его нос был самой выдающейся чертой его внешности. Он показывал огромную силу и одновременно полный контроль над каждой мыслью и каждым действием, свидетельствовал о деликатности и чувствительности его натуры. Его рот отражал нежность и твёрдость в равной мере. Скулы свидетельствовали о силе воли. Мягкие волосы показывали утончённость и доброту. Взятое вместе всё это свидетельствовало о гармоничном развитии, отсутствии пороков. Внимательное изучение его головы в каждом аспекте доказывает, что он был великий и благородный человек. Если такой человек посвятил свою жизнь Теософскому Обществу, я думаю, что у такого Общества великая миссия…»

(Материал из Википедии)