Ф. Гартман. «Об опасностях оккультизма»
Мотто: „К чему мне наука, которая в то же время не религия?»
Яков Бёме.
В настоящее время, когда „древняя мудрость», вновь возвещенная человечеству гением Ел. П. Блаватской, широко распространилась по всем частям света, все более и более растет жажда приобрести, так называемые, психические силы. А неверное и превратное понимание истин сокровенного учения повело к ужасающему росту ложного (pseudo) оккультизма. Поэтому одна из ближайших задач Теософии указывать на это печальное недоразумение и на связанные с ним великие опасности. Мудро сокрытые посвященными для блага людей оккультные знания стали теперь открыто, во всеуслышание, с готовной услужливостью предлагаться публике; толпы любопытных спешат познакомиться с тайнами „астрального плана», и торопятся развивать сокрытые в человеке магические силы, чтобы пользоваться ими для личного блага и во вред другим. Благодаря этому, многие из этих любопытных, сами того не сознавая, подпадают под власть медиумических воздействий и как хрупкие сосуды в невидимых руках разбиваются и гибнут.
Недаром сокровенная мудрость учит, что „всякий человек, согласно благим законам природы окутан покрывалом, охраняющим душу его от сознательного общения с астральным миром до тех пор, пока она не научится противостоять жителям того мира и даже управлять ими до известной степени». Кто же самовольно разрывает покрывало это, давая этим доступ неведомым астральным силам, управлять которыми он еще не научился, тот подвергает себя гораздо большим опасностям чем человек, вступающий с горящей свечей в пороховой погреб. Ибо, если последний ставит на карту физическое свое существование, то первый рискует невознаградимой утратою своих бессмертных начал, рискует погубить свою душу, умереть духовно. Невольно тут вспоминаются слова: „не бойтесь могущих погубить тело Ваше, но бойтесь тех, что могут погубить душу Вашу!» Кто желает сообщаться с астральным миром, тот должен, прежде всего, научиться владеть своими собственными душевными и духовными силами, тогда лишь он может безопасно вступить в астральный мир.
Магия — священное искусство, но для того, чтобы пользоваться магией правильно и умело, необходимо стать самому „святым». Поэтому, желающим заниматься магией и оккультными науками, нужно, прежде всего, выяснить, что между Теософией или богопознанием и современным „оккультизмом» существует громадная разница. Истинная оккультная наука познается лишь высшим „Я» (Атма—Буддхи—Манас), а потому прежде всего необходимо заботиться о развитии в себе этого высшего „Я». «Лишь чистые сердцем узрят Бога», — следовательно, первый шаг к богопознанию должен состоять во внутреннем очищении, в очищении до пределов святости. Когда человек вполне ясно сознает, что он по существу своему божествен, то он и начнет мыслить, желать и поступать, согласно этой своей божественной природе. Пробуждение этого истинного самопознания и дает собственно „Теософия». Из книг Теософии научиться нельзя, ее необходимо „пережить» и деятельно осуществить.
Вполне признавая все научные изыскания, касающиеся физического мира, Теософия знает, что выше человеческого рассудка, занятого исследованием феноменов (видимого) стоит божественная мудрость, проникающая в сущность всего.
Мудрость есть познание истины. Какую же имеют ценность наука и знание сверхфизических явлений, если они лишены духовного настроения? В теоретическом знании без соответствующего жизненного опыта, нить духовной силы, нить жизни Духа. Переполнение интеллекта всякого рода знанием и слишком глубокое погружение в чувственное и материальное могут даже довести до совершенной потери способности воспринимать духовное и идеальное, т. е. до духовной смерти. С этим, вероятно, многие согласиться не пожелают, но тем не менее, это так и необходимо уяснить себе эту истину.
Вот что говорит по этому поводу один посвященный (адепт): „Если душа все более и более погрязает в материи, то она парализуется, теряет связь со своим высшим „Я» (Господином) и забывает, наконец, даже цель своей святой миссии на земле. У нее нет более силы чувствовать величие своего высшего духа и слышать голос своего Ангела Хранителя» (Isis unveiled V, II).
Такова судьба многих представителей современного материализма и рационализма, окостеневших ученых, жестоких вивисекторов и всех тех, чей мозг поглотил собою всю духовную силу, тогда как сердце их, лишенное любви, зачахло. Воистину вовремя явилась Теософия.
Но если полное погружение интеллекта в низины чувственного и материального уже при жизни ведет к потере высшего „Я», то не менее печальное последствие влечет за собой осквернение духовного нечистью чувственного, эгоистического. „Знающие» говорят, что эти жертвы своей алчности и своего неведения должны после физической смерти пройти через все муки ада. Не лишена поэтому основания легенда о муках в загробном мире тех чернокнижников, которые продали душу свою дьяволу, чтобы здесь наслаждаться земными благами. Не сказка также и то, что многие человеческие души, черные маги, колдуны и тому подобные, в потустороннем мире становятся отвратительными существами, которые под различными видами стараются приблизиться к человеку, вовлечь его в свои сети и жить на его счет, наподобие вампиров. Если бы спириты, беседуя якобы с „дорогими усопшими», могли бы видеть с какими обитателями астрального мира под час приходится иметь им дело, то они бы с ужасом отвернулись от
окружающей их отвратительной атмосферы, обители чудовищных страстей и эгоизма.
Помимо разного рода обманщиков, толкаемых жаждою наживы к торговле священными вещами, к этому классу принадлежит также толпа, хотя и недурных, но неопытных людей, считающих себя „теософами» или „оккультистами», которых однако, вернее сравнить с детьми, играющими огнем в пороховом складе.
Кто это поймет, тот согласится, что древние мудрецы, посвященные, имели полное основание скрывать от любопытных взоров толпы свои священные тайны. Ибо последствия превратного понимания истины и злоупотребления оккультизмом (занятиями гипнотизмом, магией и другими тайными силами природы, которые вызывают всюду в настоящее время такой интерес), поистине ужасны. Они ведут не только к физическим страданиям, но и к нравственному падению и, наконец, к духовной смерти. Между тем, масса людей, частью из любопытства, частью из корыстолюбия, неудовлетворенности положения и недовольства самими собою, прельщаются этими рекламами, как бабочки летят в огонь и там погибают.
Бог есть истина и если без истинного познания немыслимо полное знакомство с миром видимым, то знакомство с миром невидимым без богопознания еще менее мыслимо. Поэтому и сказано: „Ищите прежде всего царствия Божьего» (т. е. царствия познания истины внутри вас), а все прочее вам приложится. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (I. Кор. 2, 14).
Современная наука вообще, и в особенности все, так называемые, „оккультные науки» (гипнотизм, спиритизм и т. п.), теперь не столько нуждаются в теоретических толкованиях, сколько в глубокой религиозной обоснованности, которая, однако, достигается не слепой догматической верою, а познанием истины, познанием, которое дается религиозным переживанием в глубинах человеческого сердца. Задача Теософии поэтому вовсе не заключается в том, чтобы удовлетворять научному любопытству или развивать „псевдо-оккультизм», а в том, чтобы прежде всего выяснить истину и рассеять всякие заблуждения, первым же делом те, которые ведут к таким гибельным последствиям.
Цель Теософии: служить маяком всем стремящимся к свету самопознания. Ключ же к святилищу — любовь к Всевышнему; свет, озаряющий храм познание истины и всякого, стремящегося к этому свету ради блага ближнего, Теософия приветствует, как работника и друга.
Д-р Франц Гартман.
(Перевод из „Neue Lotusbluthen». Н. Б.).