Символизм Аум

А У М

Cвященный слог ОМ, главная мантра индуизма, произносится в начале и конце ритуальных текстов; символ высшего начала, а также вселенской целостности и тотальности. Три звука этого слога в разных Упанишадах отождествляются с разными понятиями, их символика очень обширна.

 Аум подробно

Более глубокое исследование этого мистического символа показывает, что он составлен из трех слогов, объединенных в один, но состав этот подобен скорее физической смеси, чем химическому соединению. Действительно, на санскрите звук «о» — является объединением «a + u»; следовательно, OM правильнее было бы писать как AUM.

Таким образом, символ AUM состоит из трех кривых (кривые 1, 2 и 3), одного полукруга (кривая 4) и точки.
Большая нижняя кривая 1 символизирует бодрствующее состояние (джаграт), в котором сознание направлено вовне — через ворота чувств. Больший размер показывает, что это самое обычное состояние человеческого сознания.
Верхняя кривая 2 обозначает состояние глубокого сна (сушупти), или несознающего состояния, когда спящий человек не желает ничего и не видит каких-либо снов.
Средняя кривая 3 обозначает состояние между глубоким сном и бодрствованием, и отражает состояние сновидений (свапна), когда сознание индивидуума направлено вовнутрь, и в снах он созерцает свои представления о мире, существующем лишь за веками его закрытых глаз.
Вот три состояния сознания индивидуума. А так как индийская мистическая мысль верит, что вся проявленная действительность возникает из сознания, эти три кривые представляют полный физический феномен.

Точка показывает четвертое состояние сознания, известного на санскрите как «тирья». В таком состоянии сознание не направлено ни за пределы тела, ни внутрь себя, ни в обоих этих направлениях вместе. Достигшее этой точки сознание находится в состоянии отдохновения от всего раздробленного, относительного существования. Это совершенно тихое, мирное и блаженное состояние является окончательной целью всей духовной деятельности. Такое абсолютное состояние как бы освещает все три остальные.

 Наконец, полукруг 4 символизирует «майю» и отделяет точку от других трех кривых. Таким образом, иллюзия, майя, отвращает нас от реализации самого высокого состояния блаженства. Полукруг открыт кверху и не касается точки. Это означает, что майя не касается самого высокого состояния. Иллюзия затрагивает лишь проявленный мир. В этом и состоит эффект препятствования ищущему в достижении его окончательной цели — реализации ТОГО, то есть уникального, неочевидного, абсолютного принципа. В таком контексте, форма символа OM представляет и неочевидность и проявленность; и ноумен и феномен.

В качестве священных звуков, произношение трехсложного AUM также открыто для богатого логического анализа.

Первый звук расценивается как основной, вне зависимости от культурных контекстов. Он воспроизводится в задней части открытого рта и, как говорят, включается и будет включаться в каждый иной звук, создаваемый человеческими голосовыми органами. И действительно, буква «А» является первой в санскритском алфавите.

От открытия рта в «А» движемся к закрытию в «М». Между ними — «U», сформированный как открытый, но при этом уже словно бы и прикрываемый губами. И здесь, как и при интерпретации трех кривых, три слога, составляющие «AUM», можно представить в той же самой метафорической дешифровке. Состояние сознания во время сновидений, символизируемое звуком «U», находится между открытым, бодрствующим состоянием «A» и закрытым, состоянием глубокого сна «M». И действительно, сновидения — это вариация сознания бодрствования имеющего при этом форму, аналогичную сонному состоянию бездействия.

«AUM», таким образом, охватывает в своих пределах целую гамму, начиная со звука исходящего от задней части рта («A»), проходящего через него («U»), и наконец достигающего губ («M»). Теперь эти звуки могут быть классифицированы в зависимости от области рта, где они были произнесены. Два конца, между которыми колеблются звуки — от задней части рта к губам, — оба охватываются в простом действии произнесения «AUM».

В последней части гаммы «AUM» («M»), известной как ma или makar, губы плотно сближаются. Это походит на блокировку двери к внешнему миру, вместо которого происходит достижение наших внутренних глубин в поисках окончательной Истины.

Но кроме тройной природы, «OM», поскольку он является священным звуком, имеет невидимую четвертую часть, которую нельзя заметить нашими ограниченными органами чувств, так как она не относится к материальным. Это четвертое состояние — непроизносимая, беззвучная тишина, следующая за произнесением «OM». Это успокоение всех разнообразных проявлений, то есть достижение мирного, блаженного и недвойственного состояния сознания, символизируемого точкой в традиционном искусстве изображения «AUM».

Тройная символика OM постижима наиболее «обычными» из нас людьми и осуществима на интуитивном и объективном уровне. Отсюда и широкая популярность, и принятие этого знака. Причем, его символика простирается на полный спектр проявленной вселенной, что делает «ОМ» истинным источником духовности.

 Согласно индийским духовным наукам, Бог сначала создал звук, и от этих звуков уже потом произошел феноменальный мир. Все наше существование состоит из набора основополагающих звуков, которые становятся мантрами — при появлении желания сообщать, проявлять, вызывать или осуществлять. Сама материя, говорят, произошла из звука, а OM является наиболее священным из всех звуков. Это — слог, который предшествовал вселенной и из которого были созданы боги. Это — «корневой» слог (mula-мантра), космическая вибрация, скрепляющая атомы мира и небес. Действительно, Упанишады говорят, что AУM — бог в форме звука. Именно поэтому, OM — первая часть самых важных молитв и в буддизме, и в индуизме, например: «Ом Намох Шивайи» и «Ом Мани Падме Хум».

В дальнейшем развитии мистической концепции AUM, Мандикья-упанишады утверждают: AUM — лук, Самость — стрела, Брахман (Абсолютная действительность) — мишень.

Другой древний текст сравнивает AUM со стрелой, наложенной на лук человеческого тела (дыхания), которая пронзая темноту невежества находит свою мишень — сияющую область Истинного Знания. Подобно тому, как паук поднимается вверх по своей нити и обретает свободу, йоги восходят к освобождению через звук OM.

Всесоздающее качество OM делает его вездесущим и не принадлежащим какой-либо конкретной духовной практике. Йог, проникший в его тайну, приобретает бесконечные силы с помощью священного, мистического вдохновения.

Мантра может читаться как вслух, так и шепотом. Однако при частом отвлечении ума на постороннее, повторение мантры в слух является более благоприятным.

Повторяя мантру, следует концентрироваться на произносимом (внутреннем) звуке мантры ОМ. При выполнении практики особое внимание уделяется внутреннему настрою (бхаве), поддержанию божественной гордости и величия от соприкосновении с Абсолютом в форме изначального звука «ОМ». Цель практики – развить внимательность и однонаправленность сознания при чтении мантры.

Для активизации и очищения энергии во время чтения мантры выполняется ашвини-мудра – ритмичное сжатие мышц ануса. Эта практика способствует очищению свадхистана-чакры и пробуждению энергии кундалини. В традиции Лайя-йоги необходимо выполнить сто тыс. повторений.

При чтении мантры АУМ (ОМ) следует избегать трех ошибок:

  1. Когда при чтении мантры ум блуждает, захватываясь мыслями, образами, переживаниями (возбужденность);
  2. Когда ум вял, пассивен или сонлив (расплывание);
  3. Когда мантра читается монотонно, без воодушевления, духовного подъема, возникающего при ее чтении.

Возможно, у вас не сразу будет получаться избежать всех ошибок, на начальном этапе это нормальное явление. Следует просто возвращать сознание к мантре и стараться быть более внимательным.

***

Дополнительный материал

Аум подробно дополнительноВерхняя изогнутая линия символизирует состояние бодрствования (Джаграт). В этом состоянии сознание через двери чувств обращено вовне. Поскольку это первая линия, она обозначает наиболее распространенное состояние («состояние большинства») человеческого сознания.

Нижняя изогнутая линия обозначает состояние глубокого сна (Свапна). В этом состоянии сознание индивида обращено внутрь, и спящее я созерцает захватывающий мир по ту сторону век.

Средняя изогнутая линия обозначает состояние глубокого сна (Шушупти), или бессознательное состояние. Это состояние, в котором спящий ничего не желает и не видит снов.

Таковы три состояния сознания индивида. И, поскольку, согласно индийскому мистицизму, вся проявленная реальность происходит из этого сознания, эти три линии знака ОМ символизируют весь феномен физического мира.

Точка обозначает четвертое состояние сознание, которое на санскрите называется «турья». В этом состоянии сознание не обращено ни вовне, ни внутрь, ни вовне и внутрь одновременно. Она символизирует прекращение всего дифференцированного, относительного существования. Это крайне тихое, мирное и блаженное состояние – конечная цель всей духовной деятельности. Благодаря этому Абсолютному (неотносительному) состоянию существуют три других состояния.

Наконец, полукруг обозначает майю (нереальное, переходное состояние сознания) и отделяет точку от трех других линий. Таким образом, иллюзия майи – переходное состояние человеческого сознания – препятствует нашему постижению этого высочайшего состояния блаженства.

Полукруг открывается вверх и, при правильном выполнении изображения, не касается точки. Это означает, что это высочайшее состояние не подвержено воздействию майи. Майя оказывает влияние только на проявленное. Ее воздействие заключается в препятствовании искателю в достижении конечной цели, реализации Единого, всепроникающего, непроявленного, Абсолютного принципа. Таким способом знак ОМ символизирует как непроявленное, так и проявленное, тонкую и физическую области существования.

За гранью троичной природы ОМ как священного звука находится невидимое четвертое измерение, которое не распознается нашими органами чувств. Органы чувств ограничены восприятием материального мира. Это четвертое состояние – непроизносимая, беззвучная тишина, наступающая после произнесения ОМ. Успокоение всех дифференцированных проявлений, спокойно-блаженное и недуалистичное состояние. Действительно, это состояние, обозначаемое точкой в традиционной иконографии АУМ.

На главную