Особая роль человека в Божественном Плане
Особая роль человека в Божественном Плане.
Летняя теософская программа, Тысовец, 2015
Головченко Т.В.
Конец есть гармония земли, неба и человека. Что такое небо? Мир божественной мысли. Что такое земля ? Это то, что приведено в существование и создано из видоизмененной пра-материи. И что такое человек ? Его голова в небесах, а ноги на земле, он должен научиться соединять в себе небо и землю. Как может он соединить их ? Делая землю живой свидетельницей неба, то есть , он должен быть способным отражать на поверхности земли единство и небесные черты.
Н. Шри Рам
«Тайная Доктрина» представила нам Божественный План, и была призвана указать законное место человека в нем, или в схеме Вселенной. Божественный План или картина мира говорит о том, что Пространство просыпается к жизни Манвантары, и является полем сознания Логоса, которое рождено и развивается в соответствии задач, прежде всего, великого Закона Единства и работы большого разнообразия Законов Вселенной. В поле сознания Вселенной и нашей Солнечной Системы расширяется и «индивидуальное» сознание человека – это и есть процесс эволюционного развития человека и человечества.
Эволюционируют все формы космической материи, но если внимательно посмотреть именно на человеческое царство, то в «Тайной Доктрине» мы находим следующее: « «Эволюция» в середине 4-го круговращения достигла своей кульминационной точки физического развития и увенчала свой труд совершенным физическим человеком и от этой точки она начинает свою работу в Духовном направлении» (1).
В связи с этим, из всего многообразия законов Вселенной, хочу обратить ваше внимание на два закона: закон космической материи – «Борьбы за существование» (так как физическое развитие человека происходит в соответствии с этим законом), и закон Духа, закон одухотворения материи – Закон Жертвы.
Мы знаем, что все пространство нашей Солнечной Системы состоит или наполнено духо-материей. И благодаря этим двум законам происходит эволюция форм космической материи и расширение сознания «индивидуальных» или коллективных сознаний.
Давайте рассмотрим Закон Борьбы за существование. Раньше мы знали о нем, как о части теории эволюции Дарвина, «как учение о борьбе, о так называемом выживании наиболее приспособленного (survival of the fittest), о тех качествах, которые дают возможность некоторым пережить остальных и, благодаря этому выживанию, передавать своему потомству те свойства, которые дали им самим преимущество в борьбе за существование.» (2) Т.е. это его теории о естественном отборе и эволюции видов.
Многие десятилетия представителей современной науки эта теория устраивала, хоть и рассматривалась только с позиций материалистической точки зрения. Но уже сегодня мы можем точно сказать, что современных ученых не устраивает ни материалистический подход, ни теория эволюции Дарвина и даже нео-дарвинизм. Это замечательно, так как в Теософском учении очень широко представлена теория эволюции, и оно никогда не ограничивало процесс эволюции законом борьбы за существование.
Вот как Теософия, признавая существование Закона Борьбы за существование, рассматривает этот закон в связи с развитием космической материи.
«…идея борьбы за существование и первенство и «выживание сильнейшего» среди Множеств вверху, как и среди Множеств внизу, проходит красною нитью через оба тома нашего раннего труда, написанного в 1876 году. Но идея эта не наша, она принадлежит глубокой древности и относится к Небесам и Земле, имея двоякий и часто даже троякий смысл, и эзотерическое применение к тому, что вверху, так и к тому, что внизу. В частности она относится к астрономическим, теогоническим и человеческим битвам; к приспособлению небесных тел и первенству среди наций и племен. «Борьба за существование» и «выживание сильнейшего» верховно царствовали с момента проявления Космоса в бытие и, конечно, эти факты не могли ускользнуть из под наблюдательного глаза древних Мудрецов.
… архаическая астрономия и древние физические и математические науки высказывали воззрения, тождественные современной науке, и многие из них были гораздо большего значения. «Борьба за существование» и «выживание сильнейшего» в мирах высших, так же как и на нашей планете, эти принципы были определенно установлены. Это учение, хотя и не может быть вполне отрицаемо наукою, тем не менее, весьма вероятно, будет отвергнуто ею во всей своей цельности, ибо оно утверждает, что существуют лишь семь само-рожденных, первоначальных «Богов», исшедших из Троичного, Единого. Иначе говоря, это означает, что все миры или небесные тела – всегда на основании точной аналогии – образуются один из другого после того, как первоначальное проявление при начале Великого Века закончилось.
Поэтому говорится:«Рожденное в неизмеримых глубинах Пространства из однородного Элемента, называемого Мировой-Душою, каждое ядро космической материи, внезапно проявленное к бытию, начинает жизнь при самых враждебных обстоятельствах. На протяжении ряда бесчисленных веков оно должно завоевать себе место в Беспредельности..»(1).
В Божественном Плане все мудро и весь порядок Природы свидетельствует о прогрессивном продвижении по направлению к высшей жизни. «План намечен в действии самых, казалось бы, слепых сил. Весь процесс эволюции с его бесконечными приспосабливаниями является доказательством этому. Непреложные законы, истребляющие слабые виды для очищения места сильным и тем утверждающие «переживание наиболее приспособленного», хотя и жестоки в их непосредственном действии, тем не менее, все они работают для великого завершения.» (1)
Человек тоже в процессе своей эволюции включен в эту борьбу, так как он имеет часть животной природы. Он живет и оправдывает свои действия законом борьбы, становится более сильным для того, чтобы взять больше, унизить слабого, ради утверждения своих личных прав. На основе этого закона формируется его нравственность, этика его жизни. Человеком управляет инстинкт выживания и личностное отношение «я» и «мое». На этапе человеческой эволюции человек уже не ограничивается только борьбой за поиск питания и выживания, он отчаянно борется за достижения. Это ум человека придал выживанию более широкий смысл, чем это свойственно животным. Человек ищет удовольствия и придумывает развлечения, но тем не менее он устает от этого и не получает радости. Это происходит по той причине, что истинная радость живёт во внутреннем покое человека. Так что, когда ум обеспокоен поиском удовольствий, когда он напряжён этим поиском, он теряет ту радость, которую можно обрести в простой жизни.
Мы стоим перед новым вызовом жизни и наш эгоистичный ум, говорила Рада Бернье, «достиг конца пути и уже не способен двигаться дальше. Перед тем вызовом, который делает уму современный мир, ум оказался столь же бессилен и бесполезен, как когда-то была грубая сила, когда развился ум.
Нынешняя ситуация отражает новый этап, на котором интеллект кажется уже бессильным перед огромными вызовами жизни.» (3).
«Когда человек наконец-то понимает, что ему больше не нужно быть обеспокоенным ложной концепцией выживания, он открывает новые пути для действий и новый смысл жизни. Учение йоги утверждает, что ум должен полностью умолкнуть, чтобы найти новый смысл. Для самого ума отказаться от своих любимых занятий, а также остановить озабоченность «я» и «моё», означает выйти из состояния сна, в котором все мы пребываем. Это как раз то изменение, которое должно произойти в современном мире, где человек должен признать вселенскую силу, которая действует во благо многих и многих, а ни во благо отдельной личности или нескольких из них.»(3)
«Таким является вызов, предлагаемый нам жизнью. Этот вызов в том, что человек должен сознательно научиться понимать и принимать её послания – подобно тому, как дочеловеческие формы жизни учатся принимать эти послания бессознательно. Нам было сказано, что в том огромном Плане, который выполняет Природа, происходит движение от бессознательного совершенства к сознательному несовершенству. Далее, от сознательного несовершенства нужно двигаться к сознательному совершенству. Сознательное совершенство может быть достигнуто только тогда, когда мы научимся работать в гармонии с Планом самой Жизни.»(3)
Теософия утверждает, что все Царства природы обладают сознанием, но самосознанием обладает только человек. Именно благодаря этому, человек способен осознать, что Закон «Борьбы за существование» присущ космической материи. Но человек, кроме животной, имеет и Божественную, духовную природу. И эта его божественность позволяет ему понять, что существует и другой закон – Закон Жертвы и двигаться к сознательному совершенству.
Когда-то профессор Гексли в своей последней лекции в Оксфорде сказал, что человека, «частицу космоса, приходится признать восстающим против закона космоса; что человек движется вперед самопожертвованием, а не выживанием сильнейшего; что он развивается самоотречением, а не подавлением слабого сильным, которое было законом в низших царствах природы. И он предложил вопрос: «как может часть восставать против целого и развиваться по закону, противоречащему закону прогресса во всех низших царствах природы? Потому ли это так, что в человеке есть то же сознание, какое лежит и в основе вселенной?» Хотел ли он ответить на этот вопрос утвердительно, мы не можем сказать, но устами великого проповедника эволюции было произнесено, что для человека закон прогресса есть закон жертвы, а не закон борьбы. прогресса во всех низших царствах природы? Потому ли это так, что в человеке есть то же сознание, какое лежит и в основе вселенной?» Хотел ли он ответить на этот вопрос утвердительно, мы не можем сказать, но устами великого проповедника эволюции было произнесено, что для человека закон прогресса есть закон жертвы, а не закон борьбы. Но тогда, что же это значит, когда вы противопоставите жертву «выживанию наиболее приспособленного»? Ведь те, кто жертвуют собою, погибают. Как мы видим при внимательном наблюдении, общественные человеческие добродетели ведут к тому, чтобы губить обладающего ими и оставлять в живых наиболее эгоистичных и грубых, то как объясните вы в человеке рост духа самопожертвования, как объясните вы этот непрерывный рост наиболее божественных качеств, которые делают человека неспособным к борьбе за существование? И дарвинизм не отвечает на этот вопрос по существу. Те, кто изучали сочинения дарвинистов, знают, что вопрос не ставится целиком, что его скорее избегают, чем отвечают на него. Теория перевоплощения дает на него ответ, утверждая, что в непрерывной жизни животных или человека, благодаря самопожертвованию, возбуждается в характере новая сила, новая жизнь, которая снова и снова возвращается в мир, проявляясь всё более и более высоко; все приобретения души, основанные на самопожертвовании, возвращаются в перевоплощающейся душе, чтобы давать счастье и благословение миру» (4). Сохранение души делает возможным рост нравственности.
Человеку отведена величайшая эволюционная духовно-космическая роль в Божественном Плане.
Человек имеет выбор, в отличии от животного, следовать ли по пути «борьбы за существование» уничтожая или унижая слабого, защищая свои интересы, или следовать Закону Жертвы, жертвуя многим ради блага этого мира и других существ. Закон Жертвы имеет две стадии проявления для человека. Первая – это жертва с отрицательным значением: потери, лишения; следующая стадия – это жертва-дарение: своего времени, своих сил, того, что якобы тебе принадлежит, даже своей жизни. Это высшее проявление Закона Жертвы, который в этом случае хотелось бы назвать уже Законом Дарения.
В этом и есть эта величайшая задача человека, сделать этот выбор и следовать по направлению к Высшей Жизни или в духовном направлении.
Об этом и говорит Е.П.Блаватская:«…человек должен был бы постоянно устремляться помогать божественной эволюции Идей, становясь, по мере способностей своих, сотрудником Природы в задании Цикла» (1)
«Это учение о том, что сильный должен быть слугой для всех, что достигнутая мощь должна быть посвящена служению, что мера силы есть и мера обязанностей и что высшие должны быть помощниками всех» (2)
Список литературы:
- Е.П.Блаватская – Тайная Доктрина, том 1
- А.Безант — Путь к посвящению и совершенствование человека
- Р.Бернье – Вызов жизни
- А.Безант — Необходимость перевоплощения