Этика Зороастризма и основы учения пророка Заратустры

ЗОРОАСТРИЗМ

 

Основателем зороастризма был древнеиранский пророк Заратустра (Заратуштра), который жил примерно в VIII-VI вв. до нашей эры.Он был исторической личностью и принадлежал к сословию жрецов. По некоторым сведениям Заратуштра был скифом. Это вполне вероятно, т.к. в этот исторический период на этих территориях существовала скифская цивилизация.

Согласно преданию, Заратустра (Заратуштра) (дословный перевод — «богатый верблюдами») был сыном знатного государственного чиновника. Легенды «Авеста» (священная книга Зороастризма) подробно описывают обстоятельства рождения и жизнь этого человека. По некоторым данным, когда ему исполнилось 42 года, его проповедь новой религии, Зороастризма, получила всеобщее признание. Позднее личность Заратустры была мифологизирована и наделена сверхчеловеческими качествами.

Заратуштра выступил пророком верховного бога Ахура-Мазды (Ормузда)создателя мира — бога добра, правды.

Верховный Бог Ахура-Мазда – Владыка Мудрости (Ахура — Бог Мазда — Мудрый), — в самом начале мироздания имел материальное тело, но сделал из него посредством Святого Духа (Спента-Манью) Вселенную и остался только в своей духовной сущности. Здесь налицо аналогия с Ведическим учением о Логосе эманировавшим творческие силы, Вселенной.

Ахура-Мазде присущи совершенное познание и умение безошибочно различать добро и зло. Он состоит из трех начал: святости, чистоты и справедливости.

Сотворив мир, Ахура-Мазда и его дух Святой дух стоят во главе сил добра, покровительствуют благочестивым и охраняют всю природу.

Наряду с ним, изначально существует и его антипод – как Вселенский принцип единства противоположностейАнхра-Манью (бог зла, олицетворяющий мрак и смерть). Ахура-Мазда непрывно борется с Анхра-Манью, опираясь на своих помощников — добромыслие, правду, бессмертие. Ахура-Мазда создал человека свободным, для выбора свободы воли в борьбе добра со злом человек может сам выбирать позицию.

Ахура-Мазду окружают «шесть бессмертных святых» шесть духовных первотворений Ахура-Мазды — Амешаспенты, эманации Бога — персонификации благих качеств и добродетелей: «Благой Промысел»; «Лучшая праведность»; «Святое благочестие»; «Желанная власть»; «Целостность»; «Бессмертие». Они не имеют материального облика.

Для объяснения сущности Амешаспентов обычно прибегают к метафоре шести свечей, зажжённых от одной свечи. Вместе с Ахура-Маздой Они являют собой образ семи ступеней духовного развития человека, а кроме того, называются покровителями семи телесных творений, каждое из которых представляет собой зримый образ Амешаспента. Полная аналогия с известным нам тетраграмматоном.

Основные положения зороастризма

Основные положения зороастризма можно свести к следующему:

— вера в верховного, или единого бога Ахурамазда (позже Ормузда);

— учение о существовании в мире двух извечных начал — добра и зла;

— практический характер благочестия, целью которого является уничтожение зла в этом мире;

— этическое содержание обрядов и отказ от практики жертвоприношений;

— учение об особой роли государства и священном характере верховной власти.

Именно эти черты зороастризма позволили персидскому царю Дарию I (522-486 гг. до н.э.) сделать эту религию государственной и обязательной для всех подданных. Повсеместное распространение зороастризм получил и в результате роста политического влияния тех областей Ирана, где это была исконная религия. Роль зороастризма была далеко не последней в деле создания огромного по территории Персидского государства.

Священная книга зороастризма — Авеста создавалась на протяжении многих веков сначала в устной традиции, затем не ранее III в. она была зафиксирована письменно. Авеста включает в себя три главные части:

1. Ясна («книга жертв») — гимны и молитвы, которые исполнялись во время жертвоприношений;

2. Яшта («книга песен») — моления божествам, гимны рассказывающие о Заратуштре, богах и героях древности; Этические нормы этого учения определены в 3 книге Авесты.

3. Видевдат («книга закона»)— ритуально-культовый сборник, содержащий правила очищения, этические предписания и право.

Что касается культовых обрядов зороастрийцев, то они напрямую связаны с утверждением высоких нравственных норм.

Центральное место в культе зороастризма занимает огонь, который считается воплощением божественной справедливости — Арта. Священный огонь поддерживается в храмах и домах в особом месте, где зажигаются особые ароматические палочки с заклинаниями и молитвами. Угасание священного огня не допускается, поскольку это означает наступление сил мрака.

По традиционным представлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бытие, как духовное, так и телесное. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников».

Священными объектами в зороастризме считаются также вода и земля. Отсюда исходят такие нравственные нормы:

Долгом каждого верующего является удаление из воды любого мертвого организма. Вода, в которой обнаружено мертвое существо, на некоторое время считается нечистой и ее использование (не только для питья, но и для хозяйственных нужд) категорически запрещается. Не менее строго соблюдается и чистота земли: на земле, где обнаружены непогребенные и начавшие разлагаться останки животного, запрещается вести полевые работы. Поэтому и древние персы, и современные последователи зороастризма самым строжайшим образом следят за состоянием своих водоемов и земельных участков. Исходя из этой нормы, обряд погребения осуществлялся следующим образом:

Древние иранцы считали, что мертвое тело оскверняет природные стихии, поэтому для погребения строили высокие башни, называемые Башнями Молчания. Когда человек умирал, к его телу подводили собаку пять раз в день. После первого подвода собаки к покойнику в помещение вносили огонь, который горел в течение трех дней после того, как покойника отнесут в Башню Молчания. Вынос тела должен был происходить в дневное время. Башня заканчивалась тремя кругами, на которые кладут обнаженные тела: на первый — мужчин, на второй — женщин, на третий — детей. Гнездящиеся вокруг башни грифы в течение нескольких часов обгладывали кости, и когда кости высыхали, их сбрасывали вниз. Считалось, что душа покойного достигает Царства Мертвых и предстает перед Божьим судом на четвертый день.

Важное значение в традиции зороастризма имеют и обряды очищения человека.

Правила предписывают верующему тщательно следить за чистотой своих ногтей, волос, зубов и ежедневно совершать обрядовое омовение.

Но главным считается очищение души.

Для этого в зороастризме широко применяется самобичевание, а также уничтожение «нечистых» животных (змей, лягушек и скорпионов) и разведение «животных Ахурамазда», прежде всего собак.

Одним из наиболее действенных способов очищения души считается безвозмездное и добровольное участие в общественно-полезных работах, таких, как прокладка каналов, строительство мостов, вспашка и разрыхление земли и изготовление орудий труда. Большое значение для очищения имеет также благотворительность и помощь бедным. (Насколько мудро и практично установлены эти нормы )

Главное нравственное требование — сохранение жизни и борьба со злом. Никаких пищевых запретов нет. Обряд инициации проводится, когда ребенок достигает возраста 7 или 10 лет. Во время обряда жертвоприношения зороастрийцы должны были пить хаому перед жертвенным огнем и произносить слова молитвы. Для хранения огня строили храмы. В этих храмах огонь должен был гореть постоянно. Пять раз в день его подпитывают и читают молитвы.

Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством его личного спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный зороастризмом. «Добрая мысль», «доброе слово» и «доброе дело» — это главные орудия в борьбе со злом. Здесь мы видим общую традицию всех религий исходящую от скифов.

Особое значение в зороастризме придается умножению материальных благ — от разведения скота до крупного предпринимательства, и произведению потомства, что умножает воинство доброго начала. Поэтому зороастризму всегда был чужд аскетизм.

Смертными грехами в зороастризме считаются: воровство, грабеж, создание преград для продвижения скота и обман.

Добродетелями — правда, справедливость, верность, чистота, трудолюбие, миролюбие, смирение и сострадание.