Духовный аспект Буддизма

БуддаБудда Шакьямуни (Святой Шакья) – это исторический Будда, основатель буддийского учения в пятой расе, родился в 623 году до н.э. и ушёл в нирвану в 544 году до н.э.

Его тело, жизнь и учение — это метод, с помощью которого Будда показал человечеству Путь к освобождению (просветлению), благодаря которому человек будет спасён и обретёт тело Будды.

Е.П.Б. высоко ценила нравственный аспект учения Гаутамы Будды, который очень близок Христианству: в обоих учениях высшей добродетелью считается Любовь без привязанности, без корыстная.

Это является доказательством того, что оба учения были даны из одного источника – древней Мудрости Востока. Об этом многократно говорится в эзотерических и теософских трудах. Не случайно ведь в первом веке нашей эры Будда был канонизирован христианской церковью и причислен к лику святых под именем царевича Иосафа.

Буддизм как философия и религия очень широко распространён в современном мире. И также теософы уделяют внимание этому великому учению. Так как до нас дошли слова Гаутамы, сказанные более двух тысяч лет назад о том, что НЕВЕЖЕСТВО – это величайшее преступление, «пятно, наиболее пятнающее человека».

Мы, теософы, стараемся в меру своих сил не только познавать великие общечеловеческие истины, основные законы эволюции Космоса, Земли и Человека, нравственные законы Божественной Мудрости, но и нести эти знания другим людям.

Будда, родом из царской семьи, из ветви Гаутама древнего рода Шакья, носил имя Сиддхартха.

Столицей рода Шакья был город Капилавасту, на севере Индийского полуострова, на склонах Гималаев, где в 1899 году были проведены поиски и раскопки, подтвердившие известные письменные источники. Жил царевич Сиддхартха в роскоши (дворец зимний и летний), ограждённый отцом от жизни простых людей.

Столкнувшись с реальной жизнью он был потрясён видом тяжёлого труда, нищеты, болезней, старости и смерти: — Вся жизнь – страдания.

Вопрос «ПОЧЕМУ» не давал ему покоя.

Мы часто читаем и слышим вопрос: хотите жить в благости, не нарабатывая негативную карму своими мыслями и действиями? – Живите в соответствии с космическими законами, т.е. законами Природы, в любви без привязанности, в активном сострадании, в служении и жертвенности. Именно так жил молодой Будда. Он проникся состраданием и любовью к людям, страдающим от нищеты, болезней и старости… Он пожертвовал властью, богатством и семьей, чтобы найти путь избавления от страданий.

В 29 лет он оставляет жену, сына, всё богатство, и уходит в леса к аскетам, чтобы найти ответ на мучившие его вопросы. Убедившись в бесполезности самого жестокого аскетизма, Сиддхартха стал искать наставников. Он успешно познавал учения своих учителей разных философских систем.

Через семь лет исканий он уединяется, и однажды, во время своей длительной медитации под смоковницей (названной его учениками Древом Бодхи), испытал состояние просветления, прозрения; познал весь ряд сцеплений причин и следствий страдания.

ОН ПОЗНАЛ ПРИЧИНЫ СТРАДАНИЙ В МИРЕ ЛЮДЕЙ И ПУТЬ , ВЕДУЩИЙ К УНИЧТОЖЕНИЮ СТРАДАНИЙ.

Будда поведал своё знание своим учителям и монахам, с которыми общался ранее, и был признан ими Буддой, что означает Просветлённый. Чувство сострадания к людям принца Сиддхартхи было мотивацией подвига Гаутамы Будды на пути к Просветлению на благо Человечества.

Анни Безант писала, что Будда Шакьямуни был не просто просветленным, но он был и девятым Аватарой, который, как и все предыдущие полные Аватары, является воплощением Высшей Божественной сущности – Вишну. Вишну – «источник всех аватар», «Владыка порядка, любви и сострадания», «тот, кто проникает всю вселенную, кто поддерживает ее и является ее хранителем, всепроникающая жизнь, свзывающая воедино всю вселенную и питающая ее». Ученый пандит Субба Роу тоже говорил о Будде как о «прекрасном и всемилостивом проявлении Вишну.

В представлении большинства популяризаторов учения Будды, его учение относится к проблеме страдания и спасения от него. Для индусов «спасение» -это избавление от перерождения, очередного воплощения в мире страданий.

Ответ именно на этот вопрос получил Будда достигнув просветления под деревом Бодхи: Он познал весь ряд сцеплений причин страданий и возможности избавиться от них, то есть путь, ведущий к избавлению от страданий, и изложил это Знание в Бенаресской проповеди.

Первая часть учения общеизвестна как « Четыре Благородные Истины»:

  1. Всё что существует, подлежит страданию.

Страдания воплощённого бытия проистекают от рождений и смертей.

  1. Причины страданий – человеческие страсти.

Причины в омрачённости (авидья), в жажде самоудовлетворений.

  1. Освобождение от страстей освобождает от страданий.

При полном уничтожении желаний не может возникнуть страданий.

  1. Путь к освобождению – благородный восьмичастный Путь.

Путь этот заключается в постепенном самосовершенствовании….

Символ веры буддистов, приписываемый самому Будде: «ОСТАВЛЕНИЕ ВСЕХ ГРЕХОВ, ДЕЛАНИЕ ВСЯКОГО ДОБРА, ОЧИЩЕНИЕ СЕРДЦА – ВОТ ЗАКОН БУДДЫ».

В Бенаресской проповеди Будда говорил: « Вот, монахи, благородная Истина о Пути, ведущем к уничтожению страдания. Это – благородный восьмичастный Путь», а именно:

  • понимание законов причинности
  • правильное мышление
  • правильная речь
  • правильное действие
  • правильная жизнь
  • правильный труд
  • правильное мышление
  • правильное самоуглубление

На этом пути ищущему предстоит достичь шести совершенств: сострадание, нравственность, терпение, мужество, сосредоточение, Мудрость.

Размышление над каждым из этих пунктов – это целые трактаты.

Очень интересно, что за 500 лет до появления христианских, в буддизме сформировались ПЯТЬ заповедей для мирян – буддистов:

Ты не должен убивать, красть, жить нецеломудренно, лгать, пить опьяняющие напитки.

Заповеди эти предположительно существовали намного ранее в скифской цивилизации, которая в древности широко распространилась на землях Евразии. Не случайно именно гаутама Будда дал своим современникам учения о духовной нравственности скифской цивилизации будучи названным Шакья – Муни (Святой Шакья).

Именно в Индии скифы назывались “шакья”, а Сидхарткха как раз принадлежал к древнему роду шакьев.

Учения Будды дошли до нашего времени в различных системах. Широко известны системы под названием «Хинаяна» — Малая Колесница, и «Махаяна» — Большая Колесница.

В первом томе «Тайной Доктрины», Е.П. Блаватская объясняет, что «Система Хинаяны или Школа Малой Колесницы очень древнего происхождения, тогда как Махаяна, Школа Большой Колесницы относится к позднейшему периоду …… однако обе учат одной и той же Доктрине, что человек может освободиться от страданий рождения (Сансары) и даже от ложного блаженства Девачана путём достижения Мудрости, Знания….».

Последователи пути Хинаяны ищут освобождения от круговорота рождений для себя, избавляясь от всякой скверны ради блаженства в Нирване.

Последователи Махаяны стремятся достичь состояния Будды, высшего освобождения «неотстранённой Нирваны» ради служения на благо всех живых существ.

Учение о Махаяне развивалось на основе учения Будды о природе Сознания или Ума. Поскольку речь здесь идёт только о сознании и уме человека, я не буду останавливаться подробно на Вселенском источнике Сознания-Духа, который отражается через Логос, Его силы Фохата и великой Иерархии Разумных Сил на всех планах Бытия и во всех формах феноменального, т.е. проявленного мира.

И так, учителя Буддизма утверждают: « Когда вы поймёте УМ, вы поймёте всё; » и второе — «Сознание безначально, в нём нет ни одного атома, оно не ограничивается мозгом и восходит к высшему эволюционному состоянию Будды».

Это положение (утверждение) можно проиллюстрировать словами учителя К.Х. :

«…Результатом высочайшего размышления является образование утончён-ной формы духовной энергии в мозгу»; речь идёт о том, что мы называем «тонкое тело ума», ментальное тело. И далее: « человеческий мозг явля-ется неистощимым производителем наиболее тонкого качества космичес-кой энергии из грубой энергии Природы». И это относится к тайне способности Адептов проецировать и материализовывать в видимом мире формы из своего воображения из инертной космической материи невиди-мого мира. Эту способность демонстрировал всемирно известный Шри Сатья Саи Баба.

С этой точки зрения, СОЗНАНИЕ БУДДЫ – это состояние полностью пробуждённого ума, сознание человека в котором развиты все положительные качества и абсолютно отсутствует негатив, другими словами, высшее эволюционное состояние ума. Не будем забывать, что Будда – это не имя человека, Будда – истинная природа ума, совершенное сознание.

Будда – это истинная природа ума. Но главное, что мы должны понять из этой лекции, это утверждение, что мы все от рождения обладаем природой Будды, что наш ум потенциален. Для этого нам даны два крыла: — безграничное сострадание ко всему живому, и всеведение, совершенная мудрость, то к чему должно устремляться Человечество.

Знание (Видья в санскрите) этой истины даёт возможность каждому человеку стремиться к развитию безграничных возможностей своего ума, приносить счастье не только себе, но и всем живым существам вокруг нас. Таков путь Махаяны.

БУДДИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Теперь перехожу к самой сакральной истине, которую Шакья-Муни передал человечеству в последних проповедях. Речь пойдёт о «Лотосовой Сутре».

«Человек, следующий учению Будды может развить способности и качества, позволяющие созерцать собственное сознание и истинную природу Вселенной путём очищения….. с помощью медитации достичь освобождения от любого рода обусловленности». Эти слова принадлежат современному буддийскому монаху Дзюнсей Терасаве.

Он пишет: «Когда Будда вышел из глубокого самадхи ….он стал осуществлять свою миссию – нести мудрость всему миру».

Эта традиция живёт более двух тысячелетий. В наше время живым свидетельством такой традиции и является жизнь и деятельность японских буддистов – учителей Нитидацу Фудзии, недавно ушедшего из земной жизни, его ученика и последователя Дзюнсей Терасава. Последний практикует «Лотосовую Сутру» в течении 40 лет во время международных Маршей Мира.

«Лотосовая Сутра» – это главная из сутр Великой Колесницы, Махаяны, которая содержит последние проповеди Будды Шакьямуни, результат и цель всей его жизни – утверждение всеобщего Единства. Её полное название «Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы». Практика «Лотосовой Сутры» – это практика достижения всеобъемлющей Мудрости, пробуждения Ботхисаттвы внутри каждого ищущего через покаяние и очищение.

Дзюнсей Терасава в 2005 году впервые приходил на Украину в связи с Оранжевой революцией, чтобы открыть нам глаза на скрытую для нас ИСТИНУ и уверенность, что Буддизм – живое духовное учение и украинский народ на подсознании вершит свою духовную миссию, как эстафету от продавнего народа скифской цивилизации носительницы духовности и справедливости. Д. Терасава утверждает, что украинский народ – наследник древнейшей и высокодуховной цивилизации скифов, которая существовала нашей территории и оставила глубокие корни на культурном и генетическом уровне. Об этом говорят многочисленные курганы – свидетели былой славы героев, древних скифов. Дзюнсэй Терасава утверждает, что курганы явились прообразами буддийских Ступ.

Скифы населяли степи Евразии с 8 по 2 век до н.э. Память о них сохранили курганы от Японии и Кореи до Восточной Европы. Именно это пространство Д. Терасава называет ЗЕМЛЁЙ БЕССМЕРТИЯ и призывает очистить ее от зла и несправедливости.

Он говорит: «Курганы – капсулы времени, сохранившие послания духовности. Они расположены в мистических энергетических зонах, там, где Земля и Космос объединены. В Курганах воплощена космогония бессмертия, единства человеческого Духа, неба и Земли в одной вечности».

Именно архаическая традиция сохранения останков великих воинов и правителей является предшественницей строительства Ступ на востоке. Духовная практика строительства и почитания Ступы основана на учении Будды о том, что у истинной Мудрости есть тело, т.е. мудрость проявляется в материальном теле. Наша планета и всё что на ней от растения и камня – всё является частью единого космического тела МУДРОСТИ. Это тело космической мудрости – тело Будды и воплощает собой Ступа.

Будда Шакьямуни обладая человеческим телом, уходя в Паранирвану оставил Шариру – священный прах после кремации. Эта наиболее почитаемая реликвия закладывается в Ступу. Второе подношение строящейся Ступе – это «Лотосовая Сутра», ибо где хранится «Лотосовая Сутра», там пребывает космическое тело вечного Будды.

Учитель Д. Терасава 40 лет служит в этой духовной практике, чтобы многострадальные земли, где царит грязь пяти желаний, сделать чистой землёй Будды, для тех кто идёт к просветлению.

Примечание: Пять желаний: желание иметь собственность; чувственные желания; желание есть и пить; желание сна – как леность; желание славы.

Очень важна деятельность Д.Терасавы – строительство Ступ в разных странах на разных материках. Строительство Ступы это практика исцеления отравленного ложью сознания, практика сострадания, практика созидания чистой Земли Будды, символа единства, воплощения совершенного мира Будды.

Поражаешься огромной напряжённой деятельности Д.Терасавы и его соратников: многочисленные марши Мира к горячим точкам планеты, к местам нарастающих конфликтов и боевых действий, участие в международных миротворческих конгрессах, обращения к правителям многих стран, создание Мест Пути со Ступами или без них, и сангх (общин), чтение лекций в крупных университетах.

Несколько заключительных слов. В конце своего земного пути Будда Шакьямуни, девятый Аватара, открыл человечеству Великую Дхарму. Суть «Лотосовой Сутры» такова:

- внутри каждого человека находится Бодхисаттва – всезнающая сущность;

- каждый человек может жить так, чтобы через раскаяние и очищение с помощью практики «Хранение Лотосовой Сутры» достичь такого состояния сознания, которое едино с абсолютной истиной, то есть открыть в себе Бодхисаттву.

Е.И.Рерих в работе «Основы Буддизма» написала: «Этот великий ум мощным духом проник в самые основы бытия и указал путь эволюции как сознательное сотрудничество человека с космосом».

 

Материал подготовила Н.Д.Крушельницкая

Днепропетровск, 2015 год.