Ф. Гартман. «Об опасностях оккультизма»

Мотто: „К чему мне наука, которая в то же время не религия?»

Яков Бёме.

В настоящее время, когда „древняя мудрость», вновь воз­вещенная человечеству гением Ел. П. Блаватской, широко рас­пространилась по всем частям света, все более и более растет жажда приобрести, так называемые, психические силы. А неверное и превратное понимание истин сокровенного учения повело к ужасающему росту ложного (pseudo) оккультизма. Поэтому одна из ближайших задач Теософии указывать на это печальное недоразумение и на связанные с ним великие опас­ности. Мудро сокрытые посвященными для блага людей оккультные знания стали теперь открыто, во всеуслышание, с готовной услужливостью предлагаться публике; толпы любопытных спешат познакомиться с тайнами „астрального плана», и торопятся развивать сокрытые в человеке магические силы, чтобы пользо­ваться ими для личного блага и во вред другим. Благодаря этому, многие из этих любопытных, сами того не сознавая, подпадают под власть медиумических воздействий и как хрупкие сосуды в невидимых руках разбиваются и гибнут.

Недаром сокровенная мудрость учит, что „всякий человек, согласно благим законам природы окутан покрывалом, охраняющим душу его от сознательного общения с астральным миром до тех пор, пока она не научится противостоять жителям того мира и даже управлять ими до известной степени». Кто же самовольно разрывает покрывало это, давая этим доступ неведомым астральным силам, управлять которыми он еще не научился, тот подвергает себя гораздо большим опас­ностям чем человек, вступающий с горящей свечей в пороховой погреб. Ибо, если последний ставит на карту физическое свое существование, то первый рискует невознаградимой утратою своих бессмертных начал, рискует погубить свою душу, уме­реть духовно. Невольно тут вспоминаются слова: „не бойтесь могущих погубить тело Ваше, но бойтесь тех, что могут погу­бить душу Вашу!» Кто желает сообщаться с астральным миром, тот должен, прежде всего, научиться владеть своими собствен­ными душевными и духовными силами, тогда лишь он может безопасно вступить в астральный мир.

Магия — священное искусство, но для того, чтобы пользоваться магией правильно и умело, необходимо стать самому „святым». Поэтому, желающим заниматься магией и оккультными науками, нужно, прежде всего, выяснить, что между Теософией или богопознанием и современным „оккультизмом» существует громад­ная разница. Истинная оккультная наука познается лишь высшим „Я» (Атма—Буддхи—Манас), а потому прежде всего необходимо заботиться о развитии в себе этого высшего „Я». «Лишь чистые сердцем узрят Бога», — следовательно, первый шаг к богопознанию должен состоять во внутреннем очищении, в очищении до пределов святости. Когда человек вполне ясно сознает, что он по существу своему божествен, то он и начнет мы­слить, желать и поступать, согласно этой своей божественной при­роде. Пробуждение этого истинного самопознания и дает соб­ственно „Теософия». Из книг Теософии научиться нельзя, ее необходимо „пережить» и деятельно осуществить.

Вполне признавая все научные изыскания, касающиеся физического мира, Теософия знает, что выше человеческого рассудка, занятого исследованием феноменов (видимого) стоит божествен­ная мудрость, проникающая в сущность всего.

Мудрость есть познание истины. Какую же имеют ценность наука и знание сверхфизических явлений, если они лишены духовного настроения? В теоретическом знании без соответствующего жизненного опыта, нить духовной силы, нить жизни Духа. Переполнение интеллекта всякого рода знанием и слишком глу­бокое погружение в чувственное и материальное могут даже довести до совершенной потери способности воспринимать духов­ное и идеальное, т. е. до духовной смерти. С этим, вероятно, многие согласиться не пожелают, но тем не менее, это так и необходимо уяснить себе эту истину.

Вот что говорит по этому поводу один посвященный (адепт): „Если душа все более и более погрязает в материи, то она парализуется, теряет связь со своим высшим „Я» (Господином) и забывает, наконец, даже цель своей святой миссии на земле. У нее нет более силы чувствовать величие своего высшего духа и слышать голос своего Ангела Хранителя» (Isis unveiled V, II).

Такова судьба многих представителей современного материализма и рационализма, окостеневших ученых, жестоких вивисекторов и всех тех, чей мозг поглотил собою всю духов­ную силу, тогда как сердце их, лишенное любви, зачахло. Во­истину вовремя явилась Теософия.

Но если полное погружение интеллекта в низины чувственного и материального уже при жизни ведет к потере высшего „Я», то не менее печальное последствие влечет за собой осквернение духовного нечистью чувственного, эгоистического. „Знающие» говорят, что эти жертвы своей алчности и своего неведения должны после физической смерти пройти через все муки ада. Не лишена поэтому основания легенда о муках в загробном мире тех чернокнижников, которые продали душу свою дьяволу, чтобы здесь наслаждаться земными благами. Не сказка также и то, что многие человеческие души, черные маги, колдуны и тому подобные, в потустороннем мире становятся отвратительными существами, которые под различными видами стараются прибли­зиться к человеку, вовлечь его в свои сети и жить на его счет, наподобие вампиров. Если бы спириты, беседуя якобы с „дорогими усопшими», могли бы видеть с какими обитате­лями астрального мира под час приходится иметь им дело, то они бы с ужасом отвернулись от

окружающей их отврати­тельной атмосферы, обители чудовищных страстей и эгоизма.

Помимо разного рода обманщиков, толкаемых жаждою наживы к торговле священными вещами, к этому классу при­надлежит также толпа, хотя и недурных, но неопытных людей, считающих себя „теософами» или „оккультистами», которых однако, вернее сравнить с детьми, играющими огнем в пороховом складе.

Кто это поймет, тот согласится, что древние мудрецы, по­священные, имели полное основание скрывать от любопытных взоров толпы свои священные тайны. Ибо последствия превратного понимания истины и злоупотребления оккультизмом (занятиями гипнотизмом, магией и другими тайными силами природы, кото­рые вызывают всюду в настоящее время такой интерес), по­истине ужасны. Они ведут не только к физическим страданиям, но и к нравственному падению и, наконец, к духовной смерти. Между тем, масса людей, частью из любопытства, частью из корыстолюбия, неудовлетворенности положения и недовольства самими собою, прельщаются этими рекламами, как бабочки летят в огонь и там погибают.

Бог есть истина и если без истинного познания немыслимо полное знакомство с миром видимым, то знакомство с миром невидимым без богопознания еще менее мыслимо. Поэтому и сказано: „Ищите прежде всего царствия Божьего» (т. е. царствия познания истины внутри вас), а все прочее вам приложится. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (I. Кор. 2, 14).

Современная наука вообще, и в особенности все, так называемые, „оккультные науки» (гипнотизм, спиритизм и т. п.), те­перь не столько нуждаются в теоретических толкованиях, сколько в глубокой религиозной обоснованности, которая, однако, достигается не слепой догматической верою, а познанием истины, познанием, которое дается религиозным переживанием в глубинах человеческого сердца. Задача Теософии поэтому вовсе не заключается в том, чтобы удовлетворять научному любопытству или развивать „псевдо-оккультизм», а в том, чтобы прежде всего выяснить истину и рассеять всякие заблуждения, первым же делом те, которые ведут к таким гибельным последствиям.

Цель Теософии: служить маяком всем стремящимся к свету самопознания. Ключ же к святилищу — любовь к Всевыш­нему; свет, озаряющий храм познание истины и всякого, стремящегося к этому свету ради блага ближнего, Теософия приветствует, как работника и друга.

Д-р Франц Гартман.

(Перевод из „Neue Lotusbluthen». Н. Б.).